MDSPB.narod.ru - здоровье матери и ребенка
Сайт о нервно-психическом здоровье матери и ребенка
Меню
  Главная
  Календарь Юной Матери
  Послеродовая депрессия
  Психическое здоровье младенца
  Статьи
Дополнительно
  О сайте и обратная связь
Кнопки

 

 

 

 

 

 

 

 


ПОСЛЕРОДОВАЯ ДЕПРЕССИЯ

ГЛАВА 2. РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ КАК ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДЕНЦЕВ


2.1 Ранние психологические исследования.

     Отношения, получившие название взаимоотношения привязанности, в психоанализе именуются объектными отношениями, они касаются взаимодействия матери и ребенка, то есть осуществляются между объектом (мать) и субъектом (ребенок).
     Напомним вкратце, что инстинктивную сферу личности в психоанализе называют ОНО, которая является самой нижней подструктурой аппарата психики. ОНО руководствуется принципом удовольствия и находится в конфликтных отношениях с другими составляющими личности, содержит в себе сексуальные и агрессивные влечения. СВЕРХ-Я является высшей инстанцией в психической структуре и играет роль внутреннего цензора, совести. И последний, третий компонент личности – Я. Это подструктура психической жизни, испытывающая влияние ОНО и СВЕРХ-Я, являющаяся своего рода результирующим вектором этих сил. Я выступает посредником между индивидом и реальностью, несет на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему. Я и СВЕРХ-Я и руководствуются принципом реальности.
     В психоаналитической традиции развитие ОНО разделяют на два связанных между собой компонента – сексуального и агрессивного инстинктов. Сексуальный инстинкт связан с развитием последовательных фаз: оральной, анально-садистической, фаллической, латентной, предпубертатной, пубертатной и генитальной. Агрессивный инстинкт подчинен последовательному проявлению следующих фаз: кусания, плевания, желания присоединения как оральной агрессивности; мучения, разрушения, жестокости; властолюбия, хвастовства, зазнайства; асоциальных и антисоциальных начал для предпубертатности и пубертатности (Фрейд А., 1965).
     У детей раннего возраста трудно разграничить деятельность СВЕРХ-Я и Я. В своих работах Анна Фрейд их объединяет, противопоставляя им ОНО. Джон Боулби выражается яснее, заявляя, что место СВЕРХ-Я младенца заполняет СВЕРХ-Я матери (Bowlby J., 1951). Следовательно, развитие СВЕРХ-Я и Я лежит в плоскости отношений между матерью и ребенком, то есть, объектных отношений.
     Первым психоаналитиком, поставившим вопрос об объектных отношениях, была Мелани Кляйн (1952). В ее работах нужно отметить весьма оригинальную трактовку объекта. По мнению М. Кляйн – это «плохая или хорошая» материнская грудь. При кормлении ребенок периодически переживает насыщение (удовлетворение) и голод (неудовлетворение, фрустрацию), что является стимулом для проявления любви или ненависти. В результате получается, что грудь, в виде психического представления, оказывается любимой и ощущается как «хорошая»; если же грудь является источником неудовольствия, она ненавидится и ощущается как «плохая».
     «Хорошая» грудь и «плохая» грудь в виде представлений фиксируются в психике младенца. «Хорошая» грудь – внешняя и внутренняя – становится прообразом всех полезных и удовлетворяющих объектов, «плохая» же грудь – прообразом всех внешних и внутренних преследующих объектов. По мнению М. Кляйн, именно здесь впервые создается СУПЕР-ЭГО, достраиваясь позже хорошими и плохими фигурами, впервые появляется разделение на «плохое» и «хорошее».
     Многие положительные эмоции, такие, как насыщение, удовольствие от сосания, свобода от дискомфорта и напряжения, а также чувство ребенка, что он любим, - все это становится признаком «хорошей» груди. С другой стороны, любое неудовольствие и дискомфорт приписываются «плохой» (преследующей) груди. Если младенец неудовлетворен, он переносит на грудь свои отрицательные импульсы. В фантазиях ребенок способен даже уничтожить грудь. Одновременно ребенок опасается, что грудь будет атаковать его точно так же. По мере того, как «уретрально - и анально-садистические импульсы набирают силу, ребенок в своих представлениях начинает атаковать грудь с помощью ядовитой мочи и взрывчатых фекалий и ожидает, что грудь ответит ему той же ядовитостью и взрывчатостью» (Кляйн М., 1952).
     К 4-6 месяцам у младенца объектные отношения меняются. Присутствие чувства любви и агрессивных импульсов по отношению к одному и тому же самому объекту становится тяжело переносимым и служит основой для появления тревоги и вины.
     Исходя из выше приведенного, Мелани Кляйн разбивает первый год жизни на два последовательных этапа: 1) шизоидно-параноидный, связанный с преследующей позицией («плохая», преследующая грудь); и 2) депрессивный этап, начинающийся после 4-6 месяцев, который достигает максимума в 8 месяцев и длится вплоть до начала третьего года жизни (двойственное отношение к объекту любви, развивающееся при этом чувство вины, формирование полноценных объектных отношений, где объектами являются уже мать, отец и т.д.).
     По мнению Кляйн, двойственное отношение к объекту любви в возрасте года является причиной функционального невроза, а в более тяжелых случаях и депрессивных реакций при разлучении с матерью. Вместе с тем, регрессия (возврат к предшествующим этапам развития) у более старших детей и взрослых к младенческим формам реагирования могут предрасполагать к заболеванию маниакально-депрессивным психозом или шизофренией.
     Спорные, а в чем-то и спекулятивные теоретические построения Мелани Кляйн в настоящее время оставлены, хотя некоторые аспекты теории, безусловно, содержат рациональное зерно. В поздних работах объектные отношения на первом году жизни рассматриваются как развитие взаимодействия субъект-объект в направлении от фаз, в которых преобладает недифференцированное слияние между субъектом и объектом, к фазам обособления и достижения все более индивидуализированных состояний, в которых субъект уже отделен от объекта (Winnicot D., 1971).
     Рене Шпиц (1963) также не разделяет концепцию объектных отношений с матерью с момента рождения. Он считает, что новорожденный находится в недифференцированном состоянии, что у него не удается обнаружить психические функции. Объекты и объектные отношения постепенно разовьются в течение первого года жизни, пройдя через три стадии: дообъектную или безобъектную стадию; стадию предтечи объектов; стадию собственно либидинозного объекта.
     В безобъектной стадии по Шпицу отмечаются прототипы аффективных реакций, примитивные когнитивные реакции, предпосылки восприятия. Начиная со второго месяца жизни, в стадии предтечи объектов, имеет место реакция улыбки младенца на человеческое лицо. Это не истинные объектные отношения, а реакция на знак. Знаком служит не все лицо, а избранный компонент внутри него, который состоит изо лба, глаз и носа, причем находящихся в движении. По мнению Шпица, знак является предобъектом, поскольку ребенок распознает в нем не существенные атрибуты, побуждающие объект обслуживать нужды ребенка, защищать его, а вторичные признаки, представляющие особую конфигурацию любого человеческого лица. Необходимо, чтобы прошло еще несколько месяцев, чтобы ребенок обрел способность выделять одно лицо из множества других лиц. То есть младенец постепенно приобретает способность преобразовывать знак в свой объект любви. В ходе развития объектных отношений знак преобразуется в сигнал, наделяется качествами превосходящими «атрибуты вещей», обеспечивая роль в «эмбриологии» возникающего из него либидинозного объекта» (с. 100). Мать, при всех обстоятельствах, оказывается посредником в любом восприятии, любом действии, познании ребенка.
     Значение установления предтечи объекта, по Шпицу, следующие.
     1. Начало функционирования принципа реальности, заключающееся в способности временно приостанавливать сосредоточение на стимулах, поступающих изнутри.
     2. Умение распознавать человеческое лицо и подтверждать это ответной улыбкой доказывает наличие следов памяти, что свидетельствует о разделении в психическом аппарате (на сознательное, предсознательное и бессознательное).
     3. Узнавание знака говорит о сдвиге «с сенсорной презентации перцепта (человеческое лицо в настоящий момент) на сопоставляемый с перцептом мнемический след (человеческое лицо, воспринятое в прошлом).
     4. Способность сопоставлять один образ памяти с другим, что соответствует психоаналитическому определению мышления.
     5. Начало функционирования «рудиментарного Я». Отделение Я и ОНО друг от друга. Подтверждением такого процесса являются первые направленные и намеренные действия младенца, которые представляют собой признаки функционирования его Я.
     6. Возникающее Я берет под контроль защитную функцию барьера стимулов. Замещение первоначальной защиты барьера стимулов более гибкой селекцией поступающих стимулов со стороны Я.
     7. Переход от активности к пассивности младенца в период, когда возникает реакция улыбки.
     8. Начало социальных отношений с появлением улыбки.
     Во втором полугодии жизни у младенца появляется так называемая «тревога восьмимесячных», когда к ребенку приближается кто-то незнакомый. По мнению Шпица, отвержение всех других лиц, кроме лица матери является признаком установления либидинозного объекта. То есть лицо, имеющее объектные свойства уже не может быть заменено другим индивидуумом. «Тревога восьмимесячных является доказательством того, что для ребенка все люди, за исключением единственного объекта, являются чужими, то есть ребенок нашел партнера, с которым он может сформировать объектные отношения в подлинном смысле слова» (С.165).
     Разделяя точку зрения Мелани Кляйн о плохих и хороших объектах, Шпиц считает, что способность младенца различать «плохой» объект, который отказывается удовлетворять его потребности, и «хороший», на который направлено его либидо, возникает благодаря функционированию развивающегося Я. В бесконечно повторяющихся взаимодействиях ребенка происходит слияние образов двух предобъектов, «хорошей» и «плохой» матери. С этого момента появляется «единая» мать, то есть собственно либидинозный объект. На личности матери сосредотачиваются как агрессивные, так и либидинозные влечения младенца. Однако, доминирующим в этом слиянии является хороший объект, поэтому либидинозный объект, по мнению Шпица, можно назвать объектом любви.
     Анна Фрейд предлагает иную трактовку развития отношений Я и ОНО у детей. Она считает, что проследить эти взаимодействия можно, построив своеобразные ряды развития и достижений детской личности. Такие ряды получили название психических линий развития. Подобные линии развития можно построить для нескончаемого количества областей: для области приема пищи, где ряд ступеней, начиная с младенческой стадии, проходит до привычных действий, характерных для питания взрослых; для области опрятности от первоначальных опытов по «приучению» к горшку до автоматического овладения функциями опорожнения; для физической гигиены от зависимости от ухаживающего до самостоятельности; для отношения к старшим товарищам от эгоизма и безразличия до дружбы и взаимности; от развлечения на собственном или материнском теле и от «переходных объектов» (пушистые игрушки) до ролевых игрушек и начал работоспособности (Фрейд А., 1965).
     Одним из самых ранних достижений психоанализа можно назвать то, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние. Послеродовые депрессии и депрессии матери, которые возникают в первые годы жизни, создают у маленького ребенка латентную предрасположенность к депрессивному заболеванию, которое часто проявляется лишь в гораздо более поздней жизни.
     Анна Фрейд считает, что непозволительно рассматривать дисгармонии между различными линиями развития как патологические явления. Если дисбаланс в темпе развития не станет чрезмерно большим, он создает допустимые в пределах нормы вариации, которые наблюдаются у людей с самого раннего детского возраста.
     Итак, психоанализ выделяет конституционально предопределенные линии развития, задержки или «забегание вперед» на которых связаны с влиянием родительского окружения, то есть объектных отношений (материнско-детских отношений), культурной среды, в которой растет ребенок. Заслуга Мелани Кляйн состоит в том, что в ее концепции младенец активен и от того, как он проходит возрастные этапы на первом году жизни, зависит предрасположенность к определенному типу аффективного реагирования. Анна Фрейд пошла дальше, она считает, что фазы объектных отношений не приурочены к возрасту, они дробятся на определенные виды поведения в нюансах которого происходит формирование личности ребенка. Рене Шпиц, опираясь на большой опыт наблюдения материнско-детского взаимодействия, приходит к выводу о постепенном формировании объектных отношений от дообъектной стадии к фазе собственно либидинозного объекта. Однако исследования, проведенные в последние 20 лет, уточняют его представления. Способность выделять лицо матери, ее голос, запаховые характеристики возникает не во втором полугодии жизни, как он полагал, а в первые дни и даже часы жизни (DeCasper A.J., Fifer W.P., 1980; DeCasper A.J., Spence M., 1986; Goren C.C., Sarty M., 1975; Johnson M.N. et al., 1991). Однако это происходит на уровне биологического предпочтения, когнитивное же разделение на свое и чужое, действительно связано с кризисом восьмимесячных детей. Следовательно, сразу после рождения можно говорить о фазе предтечи объектов, а безобъектная стадия переносится на внутриутробный период. Однако скорее происходит развитие по различным линиям (линия биологического предпочтения, когнитивная линия), которые взаимно переплетаются, формируя психические приобретения («тревога восьмимесячных детей»).
     Подводя итог краткому изложению важнейших психоаналитических работ, нельзя не согласится с наличием значительного количества продуктивных идей в отношении материнско-детского взаимодействия, что послужило толчком для разработки теории привязанности.

2.2 Этологические исследования

Этология – наука о сложном поведении животных в естественной среде обитания в эволюционном аспекте. Основоположниками данного научного направления были Нико Тинберген и Конрад Лоренц. Они считали, что исследовать поведение животных необходимо не в клетках, а в естественной среде. Кроме того, они предложили пользоваться одинаковыми теоретическими принципами для исследования животных и людей. Одной из основных задач этолога Тинберген считал оценку поведения с точки зрения сохранения, выживания индивида или вида. Такой подход добавляет, например, при анализе поведения младенца еще одну важную линию развития. Для примера можно оценить реакцию улыбки младенца. Ситуационная причина улыбки может быть связана с имитацией улыбки близкого человека (в ответ на улыбку взрослого возникает улыбка ребенка), узнаванием знакомых людей. Историческая причина улыбки может заключаться в том, что ранее после улыбки ребенка вознаграждали вниманием. Непосредственной причиной улыбки является желание малыша общаться с матерью, близкими. Эволюционная функция улыбки связана с поведением, противоположным агрессивному. У животного оскаливание зубов предупреждает противника о его серьезных намерениях. Улыбка же является смещенной активностью, когда агрессивные импульсы выплескиваются в иное поведение, поэтому улыбка становится актом дружелюбия. Учитывая высокую социальность человеческого вида, улыбка является серьезным фактором становления отношений между людьми и, в конечном счете, фактором, способствующим выживанию вида.
     Особенно интересны некоторые параллели родительского и детского поведения между животными и человеком.
     Конрад Лоренц (1943) заметил, что гусята следуют за своей матерью после рождения. Такая связь между матерью и потомством помогает гусятам выживать и обучаться. Лоренц также обнаружил, что если в первые сутки после рождения о гусятах заботился он сам, они начинали следовать за ним, а не за какой-либо гусыней. Вид быстрого запоминания, запечатления был назван импринтингом. Период, наступающий сразу после рождения, в течение которого у птенцов возникает устойчивая связь с родителем, был назван критическим периодом. Если в критический период мать отсутствует, гусенок или отказывается ее признавать, или начинает ее бояться.
     Джон Боулби, анализируя этологические работы в своей книге «Привязанность и разлука» (1980, 1982), отмечает, что «настроенность» на определенный объект или иерархию объектов вследствие раннего опыта закрепляется, чтобы стать непреложным при дальнейшем развитии. Ярким примером этого является выбор объекта, на который будет направлено сексуальное поведение. У птиц и млекопитающих иерархия объектов, на которые будет направлено сексуальное поведение, детерминируется задолго до наступления сексуальной зрелости. Давно известно, что у животных, вскармливающимся в человеческом доме, сексуальное поведение может быть направлено на мужчин и женщин. Шутц (Schutz E., 1965) показал, что качество сексуального поведения селезня в большей степени зависит от того, с какими птицами он проводит время от трех до восьми недель после рождения. Если утенок потерял свою мать, его вскармливает другая утка. Когда вскармливание происходит приемной матерью своего вида, рядом с ее утятами, селезень всегда спаривается с утками своего вида. Когда же вскармливание происходит птицами близких (но других) видов, две трети самцов спариваются только с утками этих других видов. Вместе с тем, если выращивание происходит вместе с птицами неродственных видов (например, кур), сексуальные предпочтения селезней не направлены на представителей этих видов.
     По мнению Боулби, этот пример показывает, что сексуальные предпочтения уток касаются птиц своего вида. Однако в некоторых случаях изменения в условиях вскармливания могут направить влечение на представителей близко родственных видов. Очевидно также, что сексуальные предпочтения утки устанавливаются в первые недели ее жизни.
     В исследовании Шутца также сообщается о тех случаях, когда селезень находил себе гомосексуального партнера. Обычно селезни, воспитывавшиеся с представителями обоих полов, выбирают уток-самок. Если же в течение двух месяцев селезни вскармливались только в однополой группе, став половозрелыми, они не интересовались самками и формировали гомосексуальные пары. Предпочтение гомосексуального партнера было достаточно стабильным, хотя оба селезня предпочитали мужскую роль и копуляции не происходило. Джон Боулби считает, что стабильность объекта сексуального влечения, установившиеся однажды, является общим для многих видов. «Несмотря на неадекватность партнеров в половом акте и в качестве функционального приобретения, однажды предпочтенный класс сексуальных объектов закрепляется, а более адекватный класс избегается. У людей мужчины-фетишисты – пример описываемого явления» (с.162).
     Материнское поведение у животных тоже является зависимым от условий внешней среды. Традиционный пример – ухаживание маленьких птиц за кукушонком. Особи ряда видов птиц могут выступать в качестве приемных родителей у молодых птиц других видов. Вместе с тем, эксперименты с приемными млекопитающими различных видов не показали жесткого предпочтения поведения, зависимого от раннего опыта. Следовательно, у животных других видов, не птиц, материнское и сексуальное поведение являются более пластичными.
     Изучением поведения обезьян – животных биологически находящихся ближе к человеку долгое время занималась группа под руководством Гарри Харлоу (1959).
     Наблюдения за родительско-детскими отношениями у макак резус показали, что отсутствие матери в течение длительного времени после рождения приводит к пассивности, раздражительности, отказам от еды у детенышей. Некоторые из них в таких условиях просто погибают. При экспериментах с так называемыми «суррогатными» матерями (когда вместо матери использовалась ее проволочная или матерчатая модель), оказалось, что детеныши макак предпочитают манекен, покрытый мягкой ворсистой тканью, вне зависимости от того, есть у него бутылочка с молоком или нет. Маленькие обезьяны не желали принимать никакой замены матерчатым матерям, цеплялись за них, если их что-то пугало. Став взрослыми, эти обезьяны не были столь пугливыми, как те, которые остались без матерей, но, тем не менее, отличались от ровесников в установлении социальных связей и реализации полового поведения.
     Дальнейшие исследования группы показали, что существуют доказательства наличия критического периода для полового поведения макак-резус. Так, гетеросексуальное поведение обезьян в большей степени зависело от раннего опыта. Неудача у детенышей в формировании детско-детского взаимодействия задерживает или разрушает адекватное взрослое гетеросексуальное поведение. Авторы сообщают также, что у макак резус мужское сексуальное поведение в большей степени зависит от влияний окружающей среды, чем женское. О еще больших различиях такого рода сообщается у шимпанзе.
     Следовательно, сенситивный (критический) период существует для развития сексуального поведения у человекообразных обезьян. Определенный ранний опыт необходим для дальнейшего адаптивного развития обезьян. Поэтому, по мнению Боулби, «наличие сенситивного периода для человеческого развития кажется более чем реальным».
     Ведутся дискуссии относительно присутствия импринтинга у человека, сходства и различия поведения младенцев, птенцов и детенышей млекопитающих. Хотя наличие формы поведения, которую можно было бы назвать импринтингом у человека, не доказано, в настоящий момент ответ на этот вопрос будет: «Скорее да, чем нет». Попытаемся обосновать свою позицию.
     Показано, что в первые часы после рождения дети находятся в спокойном бодрствующем состоянии время значительно большее, чем в последующие дни, вплоть до достижения ребенком месячного возраста (Yeshida M, Hideaki M., Masako Y., 1991). Дети первых дней жизни реагируют на запах молока своей матери и предпочитают его другим запахам. Хорошо известны факты предпочтения младенцем первых дней жизни голоса своей матери голосам других людей и окружающим звукам, факты, свидетельствующие о том, что новорожденные чаще фиксируют взгляд на лице матери, чем на лицах других детей.
     Для каких целей новорожденный оснащен таким биологическим арсеналом? Нельзя отвергнуть идею, что это атрибуты особого периода, важного для развития. В этологическом аспекте ответ на этот вопрос очевиден, поскольку известна аномальная социализация детей, находившихся без матери в раннем возрасте в государственных учреждениях.

2.3 Теория привязанности (базовые исследования)

     Появление первых тезисов теории привязанности относится к 40-м годам 20 века, когда Джон Боулби отошел от психоаналитических подходов в трактовке материнско-детских отношений. Бедствия второй мировой войны с большим количеством детей, оторванных от семьи, находившихся в приюте, произвели на Боулби и его сотрудников такое сильное впечатление, что они решили снять на эту тему фильм. Фильм получил название «Два года в больнице» и в нем были показаны три фазы реакции ребенка на разделение с матерью: протест, отчаянье и отчуждение.
     К этому же времени относится отчет Джона Боулби для Всемирной организации здравоохранения о психическом состоянии бездомных детей в послевоенной Европе. В отчете содержался обзор присоединившейся к исследовательской группе Мэри Инсфорд.
     В своем отчете Джон Боулби еще использует психоаналитическую терминологию, но в большей степени на ее место приходят этологические и традиционные медицинские термины. Он отмечает, что если развитие протекает гладко, то ткани должны подвергаться влиянию соответствующего «организатора» в критические периоды. Таким же образом, если умственное развитие течет гладко, то для недифференцированной психики младенца необходимым является влияние психического организатора – матери. Далее Боулби пишет, что в ранние годы жизни, когда ребенок накапливает возможности для самореализации, функции его Эго и Суперэго выполняет мать. «Неудивительно, что в младенческом и раннем детском возрасте эти функции либо отсутствуют, либо очень несовершенны. В этот период ребенок зависит от своей матери, выполняющей за него эти функции. Она ориентирует его во времени и пространстве, обеспечивает его среду, позволяет удовлетворять одни импульсы и не дает удовлетворять другие. Она – его Эго и Суперэго. Постепенно он сам научается этому мастерству и, по мере взросления, родительские умения переходят к нему. Это медленный, деликатный и продолжительный процесс, начинающийся лишь тогда, когда ребенок учится самостоятельно есть и пить, ходить и полностью не заканчивающийся даже к периоду зрелости…»
     Основной вывод Джона Боулби основывается на том, что для умственного развития ребенку необходимо испытывать близкий контакт и продолжительное взаимодействие с матерью. Боулби также подчеркивает фактор социальных и экономических условий для развития хорошо функционирующих материнско-младенческих взаимодействий. Он призывает общество к поддержке родителей. «Подобно тому, как дети абсолютно зависимы от своих родителей в смысле средств к существованию, так и в обществе, кроме наиболее примитивных, родители экономически зависят от общества. Если общество ценит своих детей, оно должно заботиться об их родителях».
     Джон Боулби считает, что при взаимодействии ребенка с матерью отмечаются определенные сигнальные стимулы, которые вызывают специфические ответы, предназначенные для активации, изоляции или прекращения воздействия. Эти стимулы могут быть внешними и внутренними. Боулби отмечает, что организмы на различных уровнях филогенеза регулируют свое инстинктивное поведение различными путями – от примитивных рефлексов по типу «фиксированных моделей действия» до сложного последовательного плана, состоящего из соподчиненных целей. Основные функции организма – привязанность, питание, спаривание, изучение среды – жизненно необходимы и врожденны. В одних случаях время их появления ограничено (прием пищи), в других – не определено и зависит от условий среды.
     Далее Боулби вводит понятие внешних и внутренних рабочих моделей. Младенцы, взаимодействуя с родителями, развивают внешние рабочие модели себя и других людей, которые используются чтобы интерпретировать события и формировать определенные ответы. Адекватный уход убеждает ребенка, что другие люди являются надежными партнерами (позитивная рабочая модель окружающих), тогда как неадекватный уход убеждает, что окружающие ненадежны и блокирует доверие (отрицательная рабочая модель других). Кроме того, важно, что ребенок развивает рабочую модель себя, от которой в случае ее позитивности и негативности зависит становление самостоятельности, а в будущем и уважения к самому себе. Эти две рабочие модели комбинируются, чтобы определить качество привязанностей и предпосылки будущего взаимодействия.
     Чем более адекватна окончательная модель, тем точнее организм «предвидит» будущее. Однако, если эта модель «устаревает», либо лишь наполовину меняется вслед за существенными переменами среды, очевидно, что организм функционирует неуспешно. Лишь пригодные модели с исправлением, расширением и постоянным контролем могут обеспечить дальнейшее благоприятное существование. У людей процессы коммуникации значительно влияют на существование модели, сначала они ограниченны эмоциями и жестикуляцией, в дальнейшем связаны с присоединением речи.
     Как уже упоминалось, у птиц и млекопитающих существуют специфические сенситивные периоды в развитии. Поначалу рефлекторное поведение постепенно усложняется, становится кибернетически контролируемой организацией. Стимулы, активирующие систему, также становятся неоднородными. Это случаи запечатления или импринтинга, влияющие на развитие сексуального, родительского, сыновнего (дочернего) поведения.
     Джон Боулби применил эти идеи к отношениям матери и ребенка. Он считал, что привязанность является особой функцией, и эволюционно произошла от функции защиты детеныша от опасности. Все дети в примитивном обществе, удалявшиеся от домашнего очага дальше определенного расстояния, погибали. Хотя вначале младенец посылает сигналы любому из ухаживающих за ним опекунов без различия, в дальнейшем он фокусирует свое внимание на тех главных фигурах, которые откликаются на его крик и вводят его в социальное взаимодействие. Однажды к кому-то привязавшись, ребенок становится способным использовать объект привязанности как безопасную базу для исследования окружающей среды и место, к которому возвращаются после этого. Насколько эффективной окажется фигура привязанности в этой роли, зависит от качества социальных взаимодействий, особенно чувствительности к младенческим сигналам, хотя сам ребенок тоже не лишен роли в этом взаимодействии.
     В своих работах в конце 50-х годов Боулби критикует некоторые концепции психоанализа. Он находит непригодными те психоаналитические взгляды на привязанность между матерью и ребенком, которые считают первичным удовольствие (сосание как эквивалент полового акта), а привязанность к матери вторичным явлением, производным от него. По мнению Джона Боулби хватание и слежение глазами являются более важными компонентами привязанности, нежели сосание. Кроме того, Боулби отвергает понимание привязанности как регрессивного феномена, своеобразного механизма защиты. Он считает, что привязанность – это прогрессивное, естественное и здоровое явление в жизни не только ребенка, но и взрослого человека.
     Объясняя реакции ребенка на разлучение с матерью, Джон Боулби утверждает, что дети испытывают тревогу от разделения тогда, когда ситуация обуславливает их желание освободится от объекта привязанности, если он является неподходящей фигурой, и одновременно желание быть рядом с ним. С его точки зрения, чрезмерная тревога от разделения является результатом неблагополучия в семье. Это повторяющиеся угрозы распада семьи или ухода одного из родителей, либо болезни или смерти члена семьи, к которому ребенок чувствует особую расположенность. Боулби отмечает, что в ряде случаев тревога от разлучения выражена слабо или не возникает вовсе, что обычно понимается как проявление зрелости. Он считает такую псевдонезависимость от условий защитным механизмом. Любимый ребенок, по его мнению, сначала будет протестовать при разлуке с родителями, и лишь потом осознает свою независимость.
     В книге «Клинические проявления теории привязанности» (1988) Джон Боулби утверждает, что существуют два состояния, вызывающие страх у младенцев. Это – страх неизвестного, приобретающего значение опасности, и/или отсутствие объекта привязанности. Хотя, обычно, появление опасности и удаление объекта привязанности происходит одновременно, эти два типа поведения контролируются двумя различными системами. Однако цели этих функций одинаковы – обеспечить организму взаимодействие со своей привычной средой, динамическое равновесие между сохранением семьи, удалением стрессора и исследованием среды, получением информации, желательной для индивида.
     В психоанализе главными являются внешние рабочие модели при диадическом взаимодействии, Боулби пересматривает эту концепцию. Если объект удовлетворяет потребность ребенка в комфорте и защите, а также обеспечивает ему независимое исследование окружающей среды, ребенок строит внутреннюю модель себя самого надежную и самоуверенную. Если эти потребности удовлетворяются плохо, то модель у ребенка получается плохой и некомпетентной. Сообразуясь с рабочей моделью, ребенок предвидит возможное поведение объекта привязанности и свои собственные на это реакции.
     Внутренние рабочие модели играют роль в передаче образцов привязанности от поколения к поколению. Индивидуумы, выросшие уверенные в себе, имели родителей, откликавшихся на каждый их зов, он при этом позволявшие им сохранять автономию. Такие родители не только создают открытые связи с рабочими моделями себя, своих детей и других людей, но и показывают детям, что рабочие модели можно оспаривать и пересматривать. Поэтому психическое здоровье скорее определяется микроклиматом в семье, нежели наследственными факторами.
     Далее Боулби исследует стабильность внутренних рабочих моделей в связи с появлением защитных функций. По его мнению, постоянство внутренних рабочих моделей связано с тем, что:
     а) образцы взаимодействий становятся все менее осознанными по мере их автоматизации;
     б) двойные модели из-за своих реципрокных взаимоотношений более адаптивны, чем индивидуальные.
     Адекватность внутренних рабочих моделей серьезно нарушается, если защитное исключение информации из сознания сочетается с отказом реагировать на изменения, происходящие во внутренней среде. Поступающая информация в норме проходит несколько стадий, прежде чем достигнет сознания. На каждой стадии одна информация направляется для последующей переработки, другая – отбрасывается. Защитное исключение информации происходит в следующих ситуациях:

  •      когда родители не хотят, чтобы дети стали свидетелями чего-либо;
  •      когда детям невыносимо какое-либо поведение родителей;
  •      когда дети думают или делают что-либо, с их точки зрения, постыдное.
         Хотя такая защита ограждает ребенка от стыда, боли и конфликта, она, в конечном итоге, препятствует приспособлению внутренней рабочей модели к внешней реальности. Одна сторона рабочей модели – допуск к сознанию и обсуждение – представляет родителя с хорошей стороны, а другая – основанная опыте исключения из сознания – показывает нелюбовь и разочарование родителями. Информация может быть получена из личного опыта и от других людей. Серьезный психический конфликт имеет место тогда, когда информация из этих двух источников сильно противоречит одна другой. Это приводит к забыванию эпизодов личного опыта. ЦНС построена по системе свободной иерархии между субсистемами. На вершине системы находится долговременная память, ее задачей является проверить уместность поступающей информации, если она подходит, то поступает в кратковременную память, где подвергается дальнейшей переработке для продвижения по ступеням иерархии. Такой процесс, по мнению Джона Боулби, имеет место у детей до трех лет.
         Мэри Инсфорд стала тем исследователем, который на практике применил теоретические концепции Джона Боулби. Она смогла показать, как «измерить» надежность привязанности в конкретной паре мать-дитя. Начав работу в санатории с детьми, длительно разлученными с матерью, продолжив свои эксперименты во время пребывания в Африке (Гана), она пришла к выводу, что для изучения привязанности ребенка в различных ситуациях необходимо регистрировать следующее.
         1. Реакции ребенка при появлении матери.
         2. Его реакции в ответ на попытку матери завязать контакт.
         3. Поведение ребенка, направленное на избегание разлучения.
         4. Поведение ребенка, когда он находится на руках у матери.
         5. Реакции типа избегания при контакте с незнакомым взрослым человеком.
         Эксперименты, проводившиеся М. Инсфорд, получили название «экспериментов с незнакомцем». В исследовании, как правило, принимали участие годовалые дети. Сущность эксперимента заключалась в помещении ребенка с матерью в специальную комнату, где младенцу было предоставлено большое количество игрушек. Через некоторое время в комнату входил незнакомец, активно вступавший в игровой контакт с младенцем. Незаметно для своего ребенка мать покидала помещение, возвращаясь через строго определенное время. Особенности поведения ребенка стали основанием для выделения трех типов привязанности. Первую и самую большую группу составили дети, которые были несколько расстроены после ухода матери. При возвращении они активно искали контакт с ней. Данное поведение регистрировалось приблизительно в 66% случаев. Вторую по численности группу (20%) составили дети, которые не обнаруживали отсутствия матери при ее уходе и не искали контакта с ней после ее возвращения. Дети из третей группы (12%) в ситуации, когда мать уходила – расстраивались, когда возвращалась – были рады, но сопротивлялись контакту.
         Поведение детей первой группы было обозначено как «безопасная, надежная привязанность», второй – как «избегающая, индифферентная привязанность», а третьей – как «амбивалентная привязанность». Наблюдая за поведением матерей, Мэри Инсфорд отметила, что при безопасной привязанности матери были наиболее чувствительны к потребностям своих детей. Напротив, матери, которые не показывали свои эмоции, отрицательно относились к шумным играм своих детей, демонстрируя тем самым эмоциональное отвержение, имели детей с ненадежными типами привязанности. Кроме того, оказалось, что дети с безопасной привязанностью были спокойны, а с избегающей - агрессивны.
         В настоящее время наблюдается интенсивное расширение теории привязанности, которое происходит по нескольким направлениям. Так, теория привязанности активно использует в качестве объяснительных принципов другие психологические направления. Эта теория уже выходит за рамки детского возраста и распространяется на все развитие человека. Авторы видят отчетливую связь между качеством привязанности в раннем возрасте и дальнейшими успехами человека в общении, семейной жизни, профессиональными достижениями, карьерой.

    2.4 Современные подходы к теории привязанности

    Формирование привязанности со стороны родителей
         Привязанность характеризуются наличием нормальнойсвязи между ребенком и тем, кто за ним ухаживает. В возрасте года можно отметить наибольшую интенсивность чувства привязанности ребенка к родителям. В дальнейшем «напряженность» привязанности уменьшается, что происходит приблизительно к 1,5-2 годам.
         Как уже упоминалось, Джон Боулби, считал, что привязанность – это тесное взаимодействие между двумя людьми, характеризующееся взаимными положительными эмоциями и стремлением к сохранению близости. Годовалый младенец демонстрирует свою привязанность, не позволяя матери удаляться от себя. Если попытаться сравнить раннюю привязанность с более зрелым поведением, то можно найти немало примеров других привязанностей. Старшие дети, подростки и взрослые не будут хватать своих близких за одежду и кричать, как это делают младенцы. Однако очевидна аналогия между тесной связью младенца с матерью, детской или подростковой дружбой и эмоциональным отношением к супругам или возлюбленным в зрелые года.
         Что же считать точкой отсчета для чувства привязанности? По-видимому, речь должна идти о самом раннем периоде развития ребенка – его внутриутробном существовании. Дело в том, что большинство родителей демонстрируют готовность к привязанности задолго до рождения ребенка. Будущие мать и отец строят планы в отношении ребенка, подбирают ему или ей имя и, собственно, начинают испытывать определенные чувства к еще не родившемуся ребенку (Самоукина Н.В., 2000; Смирнова Е.О., Быкова М.В., 2000). В этом плане нельзя недооценивать визиты к врачу, который с помощью стетоскопа прослушивает сердцебиение плода, производит УЗИ-обследование, впервые сообщая о возможном поле ребенка, его состоянии здоровья.
         Петер Фонаджи (1991) нашел, что рабочие модели матерей о взаимодействии привязанности существуют до рождения ребенка и в 75% случаев совпадают с типом привязанности, формирующимся позже. Кроме того, отношения супругов в браке существенно влияют на качество привязанности. Показано, что родители, которые несчастливы в браке к моменту рождения ребенка, являются менее чувствительными к потребностям ребенка, имеют неверное представление о родительских ролях в воспитании и устанавливают ненадежные связи со своими детьми не только в младенческом, но и в школьном возрасте. Эти родители гораздо чаще, чем родители, которые счастливы в браке, описывают своих детей как детей с «трудностями темперамента». Если же ребенок на самом деле имеет повышенную возбудимость, то такой младенец действительно чаще имеет несинхронные взаимодействия со своими «несчастливыми» родителями (Belsky I., 1981). Кроме того, сам характер брачных отношений (зарегистрированный брак, гражданский брак, родители в разводе) влияет на приобретение ребенком надежного типа привязанности (Solomon S., George C., 1999).
         Третьим фактором формирования привязанности со стороны родителей является контакт с младенцем в первые часы его жизни. Предпочтение новорожденного матерью - возможно первые ступеньки формирующейся привязанности, подтверждены в опытах по узнаванию своего ребенка только что родившими женщинами при прикосновении к ограниченной зоне обратной стороны ладони младенца в ситуации выбора. При этом глаза и нос женщины закрывались специальными ватными тампонами. Выяснилось, что в среднем 69% матерей узнали своих детей посредством тактильного ощупывания, без доступа другой информации, если они предварительно провели с ребенком не менее одного часа (Kaitz M., Lapidot P., Bronner R., Eidelman A., 1992). Опыты на узнавание своего ребенка по запаху также дали положительный результат. Не исключено, что такое биологическое предпочтение (ощущение «своего, родного») лежит в основе готовности поддержать, желанию проявлять положительные чувства в отношении ребенка.
         Становление привязанностей – процесс поступательный и следующим этапом на этом пути является синхронизация при взаимодействии с ребенком. Один из примеров – это раннее взаимодействие «лицо к лицу», в котором существуют периоды внимания или интереса и периоды невнимания, «равнодушия». В первом периоде и мать и ребенок улыбаются, смотрят друг другу в глаза, во втором быстро становятся безразличными друг к другу и предпочитают уклоняться от взаимодействия. Многие исследователи полагают, что этот цикл синхронизации очень важен в установлении коммуникации, обозначают его как «еле уловимые танцы, балет» (DeCasper A.J., Fifer W.P., 1980). Если родитель успешно привлекает внимание ребенка во время первого цикла и ограничивает стимуляцию во время второго, он или она, по-видимому, разовьют правильный порядок синхронизации. Поскольку и родитель и младенец имеют достаточно времени для взаимодействия друг с другом, они обучаются тому, что каждый из них предпочитает, и как управлять его вниманием. Младенец и взрослый с каждым днем совершенствуют стереотипы общения и становятся «идеальными партнерами», их взаимодействие становится все более адекватным для каждого и превращается во взаимную привязанность (Isabella R.A., 1993). Из таких материнских качеств как: (1) способность побуждать ребенка к игре, (2) эмоциональная доступность, (3) стимуляция познавательной деятельности, (4) гибкость в стиле воспитания, некоторыми авторами выделяется эмоциональная доступность, способность разделять регулятора синхронизации и формирования привязанности (Silven M., Vienda M., 1996).
         На самом деле обрести привязанность к младенцу не всегда является простым делом. Ряд матерей и отцов испытывают значительные трудности в понимании своих детей. Родители иногда имеют черты личности или страдают заболеваниями, которые серьезно осложняют установление близкого эмоционального контакта с младенцами. Во многих исследованиях показано, что ненадежные привязанности у младенцев формируются, если основному опекуну (в случае отсутствия матери – отец, бабушка) поставлен диагноз депрессивного состояния.
         Другая категория родителей, которые имеют проблемы с установлением надежных привязанностей – родители, использующие насилие в качестве основного воспитательного метода. Такие взрослые в присутствии посторонних обычно утверждают, что никогда не делают детям ничего плохого. Однако, когда их дети раздражены или слишком медлительны, эти родители не только не могут обуздать свои эмоции, но и становятся склонными к жестокости.
         Наконец, некоторые родители не способны любить своих детей потому, что беременность была не запланирована, а их дети не желанны. В исследовании Лангмейер и Матейчек (1984) сравнивались привязанности матерей с желанной и нежеланной беременностью. Дело в том, что в Чехословакии для прерывания беременности было необходимо разрешение с обязательной мотивировкой причины аборта. Оказалось, что матери детей раннего возраста, бравшие разрешение на аборт в связи с нежеланной беременностью, были чаще надежно привязанными к своим детям по сравнению с такой же по возрасту, социальному и материальному положению группой матерей, которые не запрашивали разрешение на аборт. Несмотря на то, что желанные и нежеланные дети были физически здоровы после рождения, в 9-ти летнем возрасте нежеланные дети чаще госпитализировались в больницы, хуже успевали в школе, имели нестабильные семьи, были более раздражительными, чем дети, желанные для родителей. В другой работе показано, люди, рожденные от нежеланных беременностей, являются достаточно компенсированными в браке, работе, но более часто ищут помощи по поводу психологических расстройств. В продолжение темы, затронутой Матейчек, исследования последних лет свидетельствуют, что матери, которые вынуждены ухаживать за несколькими маленькими детьми не склонны, а может быть не способны разделить свое внимание и дать его больше новому ребенку, особенно если за ним тяжело ухаживать (например, он имеет перинатальное поражение мозга). Кроме того, известно, что чем больше детей имеет женщина, тем больше у нее возникает негативизм в отношении новых детей, поскольку она вынуждена думать об ухудшении положения старших детей (Shaffer D. R.., 1996).
         Роль ребенка в формировании привязанности
         Достаточно давно было обращено внимание на то, что младенческие черты лица являются милыми и приятными для взрослых людей (Лоренц К., 1943). В последнее время показано, что взрослые считают рисунки младенческого лица и младенческого профиля милее, чем рисунки лица детей четырехлетнего возраста. Старшие мальчики и девочки также реагировали положительно на младенческие черты лица, но интерес девочек к младенцам усиливался после начала месячных (Shaffer D. R., 1996). Более того, матери младенцев с привлекательными чертами лица считают своих детей чувствительнее к их изменениям поведения, по сравнению с внешне обычными детьми того же возраста (Barden R. et al., 1989). Вполне вероятно, что «непривлекательное» лицо ребенка выглядит старше, чем привлекательное лицо. Следовательно, младенческие черты лица могут служить избирательным стимулом для привлечения внимания взрослого, что способствует становлению родительско-детской привязанности.
         Другое обстоятельство, влияющее на формирование привязанности, связано с рефлекторным поведением новорожденных, которое интерпретируется родителями как знак общения. Так, улыбка, которая вначале адресована ко всем стимулам, со временем становится особым сигналом для взрослых, означающим, например, что ребенок описался. Даже плач, который имеет интонацию раздражения, недовольства, может способствовать развитию привязанности. По мнению Джона Боулби, крик – это сигнал дистресса, который избирательно направлен на тех, кто ухаживает за младенцем. Чувствительные родители, которые успешно отвечают на все знаки младенца, становятся первыми, кому адресованы положительные ответы ребенка.
         Третий фактор, по-видимому, имеющий значение в самом начале развития привязанности, это – предпочтение ряда биологических показателей матери со стороны ребенка в первые дни и недели жизни.
         Мы уже неоднократно упоминали, что за рубежом и в нашей стране было показано, что дети первых дней жизни реагируют на запах молока своей матери и предпочитают его другим запахам. Хорошо известны факты предпочтения младенцем первых дней жизни голоса своей матери голосам других людей и окружающим звукам. Более того, было показано, что ребенок дольше фиксирует взгляд и совершает поворот головы на больший угол при предъявлении различных рисунков с лицом, кукол при исследовании зрительного предпочтения у новорожденных в первые два часа жизни. При этом дети отдают предпочтение стимулам с движущимися элементами и живым лицам по сравнению с изображением лица. Обнаружено также, что новорожденные чаще фиксируют взгляд на лице матери, чем на лицах других детей.
         Нами были прослежены некоторые варианты предпочтения объектов с лицом и живых лиц вплоть до 8-9 месячного возраста ребенка. Было показано, что в ситуации выбора между куклой и лицом матери существует определенная закономерность: у новорожденных в возрасте от 7 до 23 дней отмечалось предпочтение лица матери, у детей более старшего возраста наблюдается предпочтение игрушки с лицом, которое постепенно, начиная с 7 месяцев, вновь сменяется устойчивым предпочтением лица матери (Батуев А.С., Кощавцев А.Г., Соболева М.В., 1995; 1996).
         Имеющиеся факты, собственные экспериментальные результаты позволяют выдвинуть гипотезу о наличии двух наиболее отчетливо выраженных периодов проявления предпочтения матери со стороны младенца - в первые дни (а может быть и часы жизни) ребенка, и в 8-9 месяцев. Первый период связан с запаховым, зрительным стимулами матери. В основе второго периода лежат, по-видимому, как биологические, так и уже более сложные эволюционные и психологические механизмы, такие как уверенность в защищенности, страх, то есть, формирующаяся система материнско-детских отношений.
         Варианты родительско-детской привязанности
         Образование привязанности имеет важное последствие – она способствует развитию исследовательского поведения. Мэри Инсфорд показала (1979), что наличие привязанности к определенному взрослому ведет к использованию этого человека в качестве безопасной базы для исследования. Там, где находится этот взрослый – это то спокойное место, куда всегда можно вернуться. В течение нескольких недель после формирования своих начальных привязанностей многие дети становятся привязанными к другим людям (отцы, братья и сестры, бабушки и дедушки). В возрасте 1,5 лет очень мало детей привязаны только к одному человеку, чаще их пять или больше. Считается, что младенцы, которые имеют множественные привязанности, имеют и иерархию объектов привязанностей, то есть каждый взрослый из этого списка является более предпочтительным в определенной ситуации. Дальнейшие исследования показали, что, действительно, эти взрослые «служат» ребенку для разных функций. Например, большинство младенцев предпочитают компанию матери, если они напуганы или расстроены. Однако отцов они предпочитают чаще в качестве товарищей по игре.
         Большинство исследований, касающихся множественных привязанностей, сконцентрированы на семье младенца. Чаще всего описывают материнско-детские отношения, реже отношения с отцами и другими членами семьи. Однако ряд авторов считают, что отношения между младенцами и опекунами не родителями могут быть подлинно отношениями привязанности (Howes С., 1990; Howes С. et al., 1992). Эти специалисты показали, что дети раннего возраста могут устанавливать отношения привязанности с различными людьми, которые ухаживают за ними на регулярной основе в течение длительного времени. В некоторых случаях младенцы развивают большее предпочтение к воспитателям из дневного центра ухода (аналог яслей), чем к взрослым из семьи. Чувствительность и уровень вовлеченности воспитателей в проблемы детей, по-видимому, связаны с надежностью привязанности между опекунами и младенцами.
         Методикой, с помощью которой привязанность классифицируется на типы (варианты), является методика М. Инсфорд. В эксперименте, разделенном на восемь эпизодов, изучается поведение ребенка при разлуке с матерью, степень воздействия такой ситуации на младенца и то, насколько легко удается матери успокоить малыша после расставания. Отмечается, как изменяется в этих условиях активность ребенка. Показательными являются моменты, когда мать уходит, оставляя ребенка с незнакомым взрослым, а затем возвращается.
         Оценка привязанности по методике М. Инсфорд предполагает выявление следующих ее вариантов.
         1. Надежная привязанность (Тип В) регистрируется у детей, которые не очень сильно огорчались после ухода матери, легко успокаивались, когда она возвращалась, стремясь к тесному физическому контакту с ней. Около 65% годовалых младенцев Северной Америки входят в эту категорию. При разделении поведение именно таких детей особенно нарушается.
         2. Избегающая привязанность (Тип А). Этот вариант отмечается у детей, которые не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая особого внимания на ее возвращение. Такая привязанность является ненадежной, условно патологической. Дети с избегающей привязанностью не особенно обеспокоены присутствием незнакомца, но иногда избегали и игнорировали его так же, как они избегали и игнорировали своих матерей. В США и Канаде таких детей в возрасте года около 20%.
         3. Двойственная, манипулирующая привязанность (Тип С). Дети с этим вариантом сильно огорчаются после ухода матери, а когда она возвращается, сначала хватают ее за одежду, но потом быстро отталкивают. Такая привязанность относится к ненадежной, патологической. Около 10% младенцев демонстрировали этот тип. Эти дети были крайне негативны к незнакомцам, даже когда их матери находились рядом.
         По нашему мнению, существует вариант двойственной привязанности, когда дети совершенно не отпускают мать от себя ни на шаг, поэтому эпизод полного разлучения с дальнейшим воссоединением становится просто невозможным. Мы обозначили таких детей как «симбиотически привязанных» (Батуев А.С., Кощавцев А.Г., Сафронова Н.М., 2000). В последние годы кроме классических типов был выделен еще один вариант привязанности, встречающийся у 5-10% американских детей и относящийся к ненадежному, патологическому типу. Его назвали дезорганизованной, неориентированной привязанностью (Shaffer D. R., 1996). Этот вариант характеризуется таким поведением младенцев, когда после возвращения матери они или «застывают» в одной и той же позе или буквально «убегают» от пытающейся приблизиться матери.
         Мэри Инсфорд полагала (1979), что качество младенческой привязанности в большей степени зависит от качества внимания, которое получает ребенок. Она показала, что матери надежно привязанных младенцев являются высоко чувствительными к детям, удовлетворяя их потребности с помощью эмоциональной экспрессии, тесного физического контакта. Последующее восприятие других людей строится на основе опыта общения с первичным объектом привязанности, чаще всего с матерью. Если взрослый хорошо понимает ребенка, младенец чувствует заботу и комфорт и становится надежно привязанным.
         Значительное число поздних исследований подтвердили значение психологических характеристик матери, которые получили название «классические» детерминанты надежной привязанности. Эти характеристики матери могут влиять на формирование привязанности ребенка или прямым или косвенным образом. Прямое влияние связано с чувствительным поведением матери в отношении сигналов младенца и в определенных аспектах ее взаимодействия с младенцем (Meins E., 2001). Кроме того, было показано косвенное воздействие на тип привязанности такого фактора как удовлетворение ролью матери, что является своего рода посредником между качеством брачных отношений и качеством привязанности.
         Наконец, как указывалось выше, сами брачные отношения существенно влияют на вариант детско-родительской привязанности. Супруги из семей с надежной материнско-детской привязанностью показывают большее удовлетворение качеством их отношений как до, так и после рождения ребенка, чем родители с ненадежно привязанными младенцами. Вместе с тем, показано, что в первое время после рождения ребенка оба чувствовали некоторое снижение качества их брачных отношений. Результаты этих исследований позволили выдвинуть гипотезу, что именно ранний супружеский статус - решающий фактор для установления различного качества привязанности.
         Дети, которые демонстрируют двойственную модель привязанности, в ряде случаев имеют раздражительные или медлительные черты темперамента. Но гораздо чаще они имеют родителей, которые несовместимы с ними в качестве воспитателей, реагируя или слабо или слишком энергично, в зависимости от настроения. Младенец пытается бороться с таким неадекватным уходом, используя крик, «истерики», но безрезультатно, вскоре становясь еще более негативным.
         В отношении неориентированной/ дезорганизованной привязанности исследователи полагают, что она свидетельствует о страхе, с которым младенцы приближаются к своим родителям, поскольку при последнем эпизоде взаимодействия они были отвергнуты или наказаны физически. Кроме того, избегание младенцами контакта можно понять, если учесть, что, по-видимому, родители крайне противоречивы в своем отношении к ним и дети не знают, что им ожидать в следующий момент от таких взрослых.
         По нашим данным, симбиотический тип патологической привязанности формируется при неспособности матери реагировать на вокальные знаки младенца (Батуев А.С., Кощавцев А.Г., Сафронова Н.М., 2000). Известно, что качество отношений в системе мать-дитя определяется способностью матери адекватно реагировать на знаки, подаваемые младенцем, среди которых выделяют вокализации и жесты. Симбиотический тип привязанности возникает у младенцев рефлекторно в ответ на неспособность матери реагировать на голос своего ребенка. То есть у таких детей со временем нарастают тревожные реакции, так как мать реагирует на ребенка только тогда, когда его видит (жест). Если, например, ребенок остался один в комнате, то вступить в контакт с матерью он не может. Аналогичная картина отмечается у детей с двойственным типом привязанности. Их матери также реагируют только на жест. Не случайно у детей с этим типом привязанности возникают бурные реакции, когда они видят, что мать уходит. Контроль зрением для них - последняя возможность не потерять мать.
         Процентное соотношение младенцев, которые включаются в различные категории привязанности, различается в зависимости от того, в какой стране производилось исследование (Van IJzendoorn, M.H., 1995; Isabella, R.A., 1993). Например, родители в Германии традиционно склонные к авторитарному воспитанию и не приветствующие тесного телесного контакта, способствуют тому, что большинство немецких младенцев демонстрируют при возвращении матери избегающий вариант привязанности. Cопротивление разделению с матерью и страх незнакомца, которые характерны для двойственной привязанности, являются более распространенными в Японии, где взрослые редко оставляют своих детей с другими людьми, и в Израиле, где проживающие в кибуцах дети спят вместе в специальной комнате, под присмотром воспитателя и без родителей. Последняя картина напоминает советские круглосуточные ясли. Но, несмотря на так называемые культуральные различия, большинство младенцев во всем мире относится к категории надежно привязанных (Shaffer D. R., 1996).
         Роль отцов в развитии привязанности
         Длительное время отцы рассматривались как биологически необходимые субъекты, но играющие минимальную роль в эмоциональном и социальном развитии младенцев. В традициях некоторых народов отцов даже не допускали к детям вплоть до достижения ими годовалого возраста (русская крестьянская община). В этом плане верно то, что большинство отцов действительно проводят с младенцем времени меньше, чем мать. Однако, с другой стороны, показано, что отцы проводят в общении со своими 9-ти месячными детьми ежедневно в среднем около часа. Если они еще и счастливы в браке, то оказывается, что отцы являются в высокой степени вовлеченными в заботу о младенцах и часто занимают более активную позицию, чем мать. Продемонстрировано, что значительная часть младенцев формирует к отцам надежные привязанности, если отцы имеют позитивное отношение к родительским обязанностям и не только проводят определенное время с детьми, но и являются чувствительными опекунами.
         Какие же родительские обязанности у отцов и как их сравнивать с ролью матери? Специалисты по «отцовству» нашли, что матери и отцы стремятся играть разные роли в жизни младенца (Lamb M., Сampos J., 1981). Матери чаще предпочитают держать своих детей на руках, играть с ними в привычные игры, успокаивать их при беспокойстве и удовлетворять их естественные потребности. Отцы в большей степени предпочитают физическую игровую стимуляцию и вовлечение детей в новые и необычные игры. Если матерей младенцы выбирают, когда им страшно или они расстроены, отцов они предпочитают в качестве участников игры.
         Однако роль участника игры не единственная из многих обязанностей современного мужчины. Многие из отцов достигают высоких результатов в повседневном уходе, включая смену пеленок, кормление, успокоение и т.д., становясь, таким образом, родителем, способным взять на себя функции матери. Другие предпочитают быть безопасной базой для исследовательской деятельности младенца.
         Известно, что большинство детей формирует надежную привязанность к матерям. Если же ребенок формирует ненадежную привязанность к матери, то роль отца возрастает. Так, М. Майн и Д. Вестон (1981) в своей работе использовали ситуацию с незнакомцем, чтобы измерить качество привязанности у 44 младенцев в отношениях с отцом и матерью. Оказалось, что 12 младенцев были надежно привязанными к обоим родителям, 11 были надежно привязанными к матери и ненадежно к отцам, 10 – ненадежно привязанными к матерям и надежно к отцам и 11 были ненадежно привязанными как к матери, так и к отцу.
         Авторы решили проверить, что дает надежная привязанность к одному родителю и ненадежная к другому в плане общения со взрослыми. Они использовали свои четыре группы младенцев в ситуации взаимодействия с дружественно настроенным незнакомцем (клоун). Было выделено два преимущественных вида поведения детей в общении с клоуном. Первый вариант, когда младенцы устанавливали позитивное взаимодействие с клоуном, был обозначен как социальная коммуникабельность. Второй, когда дети расстраивались, кричали, падали на пол, был обозначен как вариант социального конфликта.
         Дети, которые были надежно привязанными к обоим родителям, являлись более социально коммуникабельными и менее конфликтными. Очень важно, что младенцы, которые были надежно привязанными к одному родителю, были настроены намного дружелюбнее к клоуну и демонстрировали меньший социальный конфликт, чем те дети, которые имели ненадежный стиль привязанности к обоим родителям. Таким образом, это исследование иллюстрирует важную роль отцов в социальном и эмоциональном развитии младенца. Младенцы являются социально контактными не только, когда они надежно привязаны к обоим родителям, но и когда они надежно привязаны к отцу, что может предотвратить некоторые невротические расстройства. Например, у таких детей реже развиваются истерические реакции по сравнению с детьми, которые ненадежно привязаны к своим матерям.

    <<Предыдущая страница Содержание Следующая страница>>