MDSPB.narod.ru - здоровье матери и ребенка
Сайт о нервно-психическом здоровье матери и ребенка
Меню
  Главная
  Календарь Юной Матери
  Послеродовая депрессия
  Психическое здоровье младенца
  Статьи
Дополнительно
  О сайте и обратная связь
Кнопки

 

 

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ГЛАВА 5. ОТ ДЕВЯТИ МЕСЯЦЕВ ДО 12 МЕСЯЦЕВ

      Ребенок в возрасте от 9 до 12 месяцев, уже овладевший постоянством объекта, способный активно перемещаться в пространстве, во многом является экспериментатором. С одной стороны, он изучает окружающее с помощью проб и ошибок, с другой, порою, малышу не откажешь в способности оригинально мыслить и решать стоящие перед ним задачи. Известно наблюдение Жана Пиаже, в котором младенец, увидев, как со стола падает письменная ручка, стал опрокидывать листы бумаги и другие предметы, чтобы посмотреть, как падают они. Многочисленные поздние исследования позволили некоторым ученым писать о предпосылках абстрактного мышления у годовалого ребенка.

РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО, НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ПОСТРАДАВШЕГО ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИИ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО КОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ СНА

    
РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

     Дети-«бегунки» с их постоянной активностью, положительной реакцией на новизну не оставляют ни одного «неисследованного» участка в квартире. Молодая мама, удалившаяся на минуточку, возвращаясь, может увидеть малыша, выдвинувшего ящики из стола и деловито «сортирующего» бумаги. Ребенок удивительным образом может оказаться на подоконнике, столе. Особенностью этих малышей является неудовлетворенность игрушками. Они предпочитают пульт от телевизора, телефон самым красивым и дорогим игрушкам. «Бегунки» удерживают три предмета, используя рот, локти. Тонким щипковым захватом они могут поднять ниточку с ковра, так как их стали интересовать мелкие предметы. На каком-то этапе ребенок овладевает указательным жестом.
     В возрасте 11-12 месяцев появляются первые пять слов, не всегда это папа и мама. Совмещая указательный жест и возможность произносить слова, ребенок начинает процесс «означивания» окружающего. Поначалу, по мнению Л.С. Выготского, это так называемая автономная речь, когда одно слово может означать много предметов, явлений и действий или не означать ничего. Отдельные слова годовалого ребенка называют также холофразой (см. словарь), когда они содержат в себе смысл целого предложения. Например, «каме» (камень), может означать: «Я на земле нашел камень и взял его в руку» или «В этой траве никаких камней нет». Одни дети больше употребляют существительные, другие глаголы, что является различными стилями овладения языка. Для «бегунков», по-видимому, более характерен второй вариант, когда они чаще употребляют глаголы, связанные с действием и общением («дай», «хочу»). Наши исследования показывают, что наличие слов, связанных с самообслуживанием, например: «А-а-а» («Хочу писать, какать») коррелирует с надежностью отношений между матерью и ребенком, их взаимной привязанностью.
     Родительско-детская привязанность в психологическом понимании имеет определенное содержание. Оно заключается в стремлении как матери, так и ребенка к тесному эмоциональному и физическому контакту. Выделяют три основных типа привязанности: надежная, избегающая и двойственная. У большинства детей с легким типом темперамента отмечается надежная привязанность, проявляющаяся в том, что ребенок легко переносит расставание с матерью, даже в присутствии незнакомца. Однако наступает момент, когда ему необходимо обрести физическую близость с матерью, для того, чтобы потом снова продолжить свою исследовательскую деятельность.
     У «лежебок», «исследования» которых ограничены одной комнатой или углом в ней, преобладают игры по типу «сам с собой».
     Они могут подолгу перекладывать игрушки, листать старые журналы.
     Для них часто характерна избегающая привязанность, когда они никак не реагируют на отсутствие и возвращение матери, присутствие незнакомца.
     «Трудные» дети активны в предметной деятельности, когда мать рядом. Они очень болезненно реагируют на разлучение с матерью. Однако, при ее возвращении, поначалу идут навстречу, а, далее, отталкивают. Подобный тип привязанности обозначается как двойственный, амбивалентный.
     Все же жестких связей между типом привязанности и типом темперамента нет. Надежный тип привязанности может сформироваться и у «трудного» ребенка и у «лежебоки», если ребенок желанный для родителей, если мать ощущает поддержку и любовь со стороны супруга, если женщина понимает потребности своего ребенка, может правильно их удовлетворить. Для приобретения надежной привязанности важна способность матери выделять и адекватно реагировать на пищевые потребности ребенка в первом полугодии жизни. В возрасте от шести до десяти месяцев на приобретение надежной привязанности влияет способность матери отвечать на предметные знаки малыша, типа «Хочу играть с игрушками». В возрасте года это чувствительность к вокализации и жесту «Я-мокрый». Общий темп развития ребенка, наличие или отсутствие неврологических нарушений до полугода также влияют на формирование надежной привязанности.
     В течение нескольких недель после формирования привязанности к матери около половины детей становятся привязанными к другим людям (отцы, братья и сестры, бабушки и дедушки). Представляется, что младенцы, которые имеют множественные привязанности, имеют и иерархию объектов привязанностей, то есть каждый взрослый из этого списка является более предпочтительным в определенной ситуации. Исследования показали, что, действительно, эти взрослые «служат» ребенку для разных функций.
     Существует несколько типов или моделей множественной привязанности. Первый тип «монотропный» (см. словарь), когда только мать является существенной фигурой привязанности. В этой модели именно с матерью связано дальнейшее социальное функционирование ребенка. Второй тип, «иерархический» (см. словарь) также предполагает ведущую роль матери. Однако в этой модели важными являются вторичные фигуры привязанности, которые служат надежной базой для ребенка в случае, когда мать отсутствует. «Независимый» тип (см. словарь) основывается на различных привязанностях младенца как равнозначных, но каждое взаимодействие начинает работать тогда, когда определенные взрослые находятся с ребенком достаточно долго. При «интегративном» типе (см. словарь) сеть взаимодействий привязанности включает в себя элементы всех описанных выше моделей. Исследования последних лет подтверждают наличие независимой и интегративной моделей [17].
     Длительное время отцы рассматривались как биологически необходимые субъекты, но играющие минимальную роль в эмоциональном и социальном развитии младенцев. В традициях некоторых народов отцов даже не допускали к детям вплоть до достижения ими годовалого возраста (русская крестьянская община). Не подлежит сомнению то, что большинство отцов проводят с младенцем времени меньше, чем мать. Однако, с другой стороны, показано, что отцы проводят в общении со своими 9-ти месячными детьми ежедневно в среднем около часа. Если они еще и счастливы в браке, то оказывается, что отцы являются в высокой степени вовлеченными в заботу о младенцах и часто занимают более приемлемую позицию, чем мать. Значительная часть младенцев формирует к отцам надежные привязанности, если отцы имеют позитивное отношение к родительским обязанностям и не только проводят определенное время с детьми, но и являются чувствительными опекунами.
     Какие же родительские обязанности у отцов и как их сравнивать с ролью матери? Специалисты по «отцовству» нашли, что матери и отцы стремятся играть разные роли в жизни младенца. Матери чаще предпочитают держать своих детей на руках, играть с ними в привычные игры, успокаивать их при беспокойстве и удовлетворять их естественные потребности. Отцы в большей степени избирают физическую игровую стимуляцию и вовлечение детей в новые и необычные игры. Если матерей младенцы выбирают, когда им страшно или они расстроены, отцов они предпочитают в качестве участников игры.
     Однако роль участника игры не единственная из многих обязанностей современного мужчины. Многие из отцов достигают большого мастерства в повседневном уходе, включая смену пеленок, кормление, успокоение и т.д., становясь, таким образом, родителем, способным взять на себя функции матери. Другие предпочитают быть безопасной базой для исследовательской деятельности младенца.
     Известно, что большинство детей формирует надежную привязанность к матерям. Если же ребенок формирует ненадежную привязанность к матери, то роль отца возрастает. Когда младенец надежно привязан к отцу, он остается социально контактными.
     Вместе с тем, не всегда надежность привязанности объясняется только семейным контекстом. Известно, что отношения между младенцами и опекунами не родителями могут быть подлинно отношениями привязанности. Дети раннего возраста могут устанавливать отношения привязанности с различными людьми, которые ухаживают за ними на регулярной основе в течение длительного времени. В некоторых случаях младенцы развивают большее предпочтение к воспитателям из яслей, чем к взрослым из семьи. Чувствительность и уровень вовлеченности воспитателей в проблемы детей, по-видимому, связаны с надежностью привязанности между опекунами и младенцами.
     Процентное соотношение младенцев, которые включаются в различные категории привязанности, различается в зависимости от того, в какой стране производилось исследование. Например, родители в Германии традиционно склонные к авторитарному воспитанию и не приветствующие тесного телесного контакта, способствуют тому, что большинство немецких младенцев демонстрируют при возвращении матери избегающий вариант привязанности. Cопротивление разделению с матерью и страх незнакомца, которые характерны для двойственной привязанности, являются более распространенными в Японии, где взрослые редко оставляют своих детей с другими людьми, и в Израиле, где проживающие в кибуцах дети спят вместе в специальной комнате, под присмотром воспитателя и без родителей. Последняя картина напоминает советские круглосуточные ясли. Но, несмотря на так называемые культуральные различия, большинство младенцев во всем мире относится к категории надежно привязанных [23].

РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО, НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА

     К годовалому возрасту, как правило, происходит выравнивание развития недоношенного ребенка по сравнению с его доношенными сверстниками. После отставания в возрасте 7 месяцев, когда усиливаются опасения врачей в отношении тяжелых осложнений недоношенности, отмечается скачок в развитии. Ребенок демонстрирует один навык за другим. Если в 8-9 месяцев ребенок всего лишь неустойчиво сидел посаженным, то в 10 месяцев он уже стоит, держась за опору. Через две недели младенец ходит приставным шагом по кроватке, у него отмечается положительная проба со спрятанными предметами, он начинает обращать внимание на мелкие предметы.
     Нельзя сказать, что все недоношенные дети капризнее доношенных. Среди них также можно увидеть детей с трудным, флегматичным и легким типами темперамента. Однако, неврологически нездоровых детей среди них больше, что определяет некоторые черты темперамента, характерные для его «трудного» типа.
     Сочетание недоношенности, перинатального поражения Центральной нервной системы и трудного темперамента у них может составить причудливую смесь черт. Например, возможно сочетание активности с отрицательной реакцией на новизну, перемежающееся эпизодами с долгим «перебором» страниц журналов, перекладыванием игрушек из одного места в другое.


РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ПОСТРАДАВШЕГО ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИИ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ

     В данном возрастном промежутке почти у всех детей с перинатальной энцефалопатией отсутствует неврологическая симптоматика. Вместе с тем, у детей, которым после рождения ставили диагноз тяжелого перинатального поражения мозга, или перинатального поражения мозга средней степени тяжести, отмечается смещение акцента из неврологической сферы на психическую сферу. Чаще всего это церебрастенический синдром (см. словарь) с раздражительностью, быстрой утомляемостью, нарушением внимания. Такие дети не могут долго заниматься с одними игрушками, они им надоедают. У них отмечаются частые дистимии (см. словарь) – эпизоды, сопровождающиеся не только раздражительностью, но и агрессией. Младенцы могут ударить взрослого или сверстника игрушкой по голове, укусить.
     Особо следует обсудить реакцию матери в таких случаях. Надо соблюсти такую «золотую середину», чтобы, с одной стороны, не дать закрепиться этим крайностям поведения, а с другой, не ввести ребенка в перманентный приступ плача, из которого он никак не сможет выйти. Помогает «гибкая тактика». Если малыш бросил машинку, и она разбилась о стенку, можно и нужно это не заметить. Если же пострадал другой ребенок, важно показать вашему сыну или дочери грань, за которую он не может перейти. Во втором случае необходима незамедлительная реакция: можно отчитать малыша строгим голосом, решительно увести за руку с детской площадки. В целом не следует чрезмерно обуздывать свои эмоции.
     Другое осложнение тяжелой перинатальной энцефалопатии: задержка приобретения социальных навыков. Такие младенцы не понимают игр типа «дай-возьми», пряток. Рядом с ними накапливается горка из игрушек, поскольку очередные игрушки они берут, но назад взрослому их не отдают (несколько более «мягкая» картина может наблюдаться у здоровых «лежебок» и у «трудных» детей). Страдает вербальная сфера. Количество слов-меток ограничено, эти дети не пользуются указательным жестом. В большинстве случаев легкой и средней степени тяжести перинатальной энцефалопатии к году происходит компенсация нервно-психических нарушений.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО КОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

     Особенностью детской экземы в годовалом возрасте является ослабление ее проявлений на лице. Эта болезнь все больше и больше превращается в болезнь кожи конечностей и тела. Наличие высыпаний только на лице свидетельствует о благоприятном прогнозе экземы. У таких детей к двухлетнему возрасту возможно полное выздоровление. Течение экземы периодическое с эпизодами ухудшения и улучшения. Иногда отмечаются полные ремиссии с очищением кожи.
     Годовалый возраст может быть началом такого кожного заболевания как нейродермит. Экссудативно-катаральный диатез и экзема поначалу маскируют его проявления, однако, наличие высыпаний в виде бляшек на конечностях, в складках, очень сильный зуд позволяют поставить диагноз этого заболевания.
     При нейродермите по сравнению с экземой меньше выражены мокнущие высыпания. Кожа более сухая, грубая, с подчеркнутым рисунком. Нейродермитная бляшка серо-синего, иногда красного цвета. В отличие от экземы, в начале заболевания часто поражается лоб. Одновременно появляются изменения в локтевых и подколенных сгибах, вокруг рта, на кистях рук. Заболевание также протекает приступообразно. Каждый приступ сопровождается сильным зудом.
     Зуд – это симптом чрезвычайно влияющий на развитие.
     Дети с нейродермитом плаксивы и раздражены. Любой внешний стимул может вызвать у них приступ зуда, что приводит к беспрерывному расчесыванию кожи. Раздражительность и сверхчувствительность к новому не отличает таких детей от младенцев с трудным типом темперамента. Вместе с тем, никогда речь не идет об остановке в развитии.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ СНА

     Годовалый младенец – чрезвычайно активный ребенок. Его бодрствование связано с постоянной исследовательской деятельностью. Несмотря на дальнейшее созревание фаз сна, сокращение дневного сна, общая длительность сна в сутки не уменьшается по сравнению с предыдущим возрастным промежутком и составляет 14 часов. Малышу нужно хорошо отдохнуть, восстановиться, чтобы продолжить свой «забег на длинную дистанцию». Способность ходить отражается на качестве засыпания и качестве ночных пробуждений. Теперь проснувшийся ребенок встает в кроватке, после чего снова заснуть будет тяжелее. При отходе ко сну некоторых детей тяжело уложить, они по каждому поводу оказываются в вертикальном положении, как «Ванька-Встанька». Снова молодой матери требуется терпение и время. Продолжительность процедуры отхода ко сну в этом возрасте увеличивается, достигая 20-30 минут у здоровых детей. Если же у младенца имеются расстройства сна, то «проблемное» время увеличивается еще в большей степени.
     Однако, годовалого ребенка уже можно «уговорить». Он прекрасно владеет языком жестов. Кроме того, начинается этап вербальной коммуникации. «Продвинутые» дети имеют в своем арсенале десятки слов. Спокойный голос с убаюкивающим оттенком, колыбельные песни сделают свое дело при условии, что вы будете последовательны, и всегда будете помнить о быстрой способности обучаться у младенцев. К проснувшемуся и даже «вскочившему» в своей кроватке малышу не обязательно сразу подходить, тем более брать его на руки. Начните «укачивать» его голосом из своей постели. Если вы выдержите 3-5 минут, то, уверяем вас, малыш еще немного походит в кроватке и ляжет сам. Пусть одеяло перекручено, вы всегда сможете подойти позднее и хорошенько укрыть ребенка.
     Возвращаясь к детям с расстройствами сна, о которых мы подробно писали в предыдущем возрастном промежутке, следует упомянуть о еще одной проблеме. Это так называемое расстройство цикла сон-бодрствование, когда, по выражению некоторых матерей, их малыш «перепутал день с ночью». Одним из условий правомерности такого диагноза является неизмененное качество сна. Например, засыпающий в три часа ночи ребенок спит без пробуждений вплоть до 15-16 часов. Матери, сторонницы «естественного воспитания», когда ребенку предоставляется полная свобода действий, в час ночи начинают уборку в квартире, включают пылесос и стиральную машину. Впрочем, через некоторое время семья не выдерживает такого аномального ритма. Взрослые чувствуют себя разбитыми. Отец после такой ночи на службе с трудом справляется со своими обязанностями. Общий принцип «Спите, пока спит ребенок» является более предпочтительным для младенцев младшего возраста, когда нет достаточно длительного ночного сна. Может быть, этот принцип годится для дневного сна, но ко сну годовалого ребенка ночью его лучше не применять.
     Как же выйти из столь затруднительной ситуации, когда ребенок днем спит, а ночью бодрствует? Существует несколько способов. Ключ ко времени засыпания ребенка находится во времени пробуждения. Необходимо включать пылесос, телевизор не ночью, а вначале за полчаса до обычного пробуждения. Если ребенок просыпался в 15 часов, будить его следует в 14.30. Через 3-5 дней – в 13.00, постепенно приближая пробуждение к утренним часам. Необходимо помнить еще один важный принцип: ребенок не заснет вечером, если между последним дневным сном и укладыванием на ночь не прошло 4-5 часов. Детей с расстройствами цикла сон-бодрствование мы советуем укладывать спать днем не более чем на час-полтора. Менее предпочтительным является метод «шоковой» терапии. Механизм его действия основан все на той же идее приобретения младенцем навыка с одного раза.
     В книге для матерей мы не даем дозировок и форм лекарственных средств, но для «шоковой» терапии необходим фармакологический подход. Если ребенок никогда не получал успокоительных средств, можно использовать седативные травы. Используется доза в два-три раза выше возрастной. То есть вместо десертной ложки, например, отвара пустырника, нужно дать ребенку полторы-две столовых ложки успокоительного настоя травы. Если ребенок получал раньше водные растворы трав, необходимо использовать фармакологическое средство. Подход удвоенной или утроенной дозы допустим и в этом случае, однако, план лечения должен быть разработан врачом. Мы, по разным причинам, используем как препарат выбора фенобарбитал (люминал). Вторая сторона «шоковой» терапии – психотерапевтическое обусловливание. День лечения должен быть особым днем. Следует, может быть, отправиться с ребенком в парк, в гости, к врачу. Вместе с тем, нельзя «перегнуть палку». Эмоциональное и двигательное перенапряжение иногда приводит к противоположному эффекту.


<<Предыдущая страница Содержание Следующая страница>>