MDSPB.narod.ru - здоровье матери и ребенка
Сайт о нервно-психическом здоровье матери и ребенка
Меню
  Главная
  Календарь Юной Матери
  Послеродовая депрессия
  Психическое здоровье младенца
  Статьи
Дополнительно
  О сайте и обратная связь
Кнопки

 

 

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ГЛАВА 4. ОТ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ ДО ВОСЬМИ МЕСЯЦЕВ

      Ваш ребенок растет, и в этом возрастном промежутке его уже не хочется называть младенцем, по-русски, маленьким ребенком, у которого все впереди, существом, начинающим жить. Он, скорее маленький человек. На данной возрастной фазе ребенок способен перемещаться в пространстве, по-деловому обходится с предметами и окружающими людьми. Не случайно известный отечественный психолог М.И. Лисина [4] назвала период от шести месяцев периодом ситуативно-делового общения. Предметная деятельность в восемь месяцев, по мнению ряда ученых, коррелирует с уровнем интеллекта в 7-8 лет.

РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО, НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ПОСТРАДАВШЕГО ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИИ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО КОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО ТРУДНОСТИ ПРИ КОРМЛЕНИИ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ СНА
 

    
РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

     Дети-«бегунки» после пятого месяца жизни способны при подъеме их за руки остановится на несколько секунд в сидячем положении, опираясь на одну или две ручки. К шести месяцам они устойчиво сидят. Некоторые матери не сажают детей в возрасте 6 месяцев, ждут, когда они это сделают сами. Поступая так, матери совершают ошибку, так как навык «самостоятельно сесть» развивается после восьмимесячного возраста, в отличие от навыка «сидеть посаженным», который созревает после шестого месяца жизни.
     Игра с предметами детей с легким типом темперамента носит все более сложный характер. Два предмета к семи месяцам уже попеременно рассматриваются, малыши способны открывать дверцы, тянуть за веревочку. Беспредметное общение со взрослыми ребенка уже не устраивает, комплекс оживления исчезает. Другого человека младенец воспринимает, если у него есть в руках интересный для него предмет. «Расцвет» предметной деятельности приходится на 7,5-8 месяцев, когда становится положительной проба Пиаже с исчезающими предметами и появляются вторичные циркулярные реакции. Если раньше, накрытый на глазах ребенка предмет, был им больше не востребован, то уже в этом возрасте младенец начинает снимать платок или салфетку с предмета и играть им дальше. Вторичная циркулярная реакция заключается в том, что посредством повторения действий ребенок способен изменять окружающую среду. Например, впервые младенец проводит погремушкой по прутьям кроватки: получает звук, затем другими игрушками проводит по прутьям кроватки, получая разные звуки. Таким образом, в поведении ребенка появляются первые признаки «экспериментаторства».
     Теперь ребенку стал доступен мир за дверями, закрытыми дверцами шкафов, внутри коробок, чемоданов, сумок. Опасные вещи, такие как колющие и режущие инструменты должны быть отныне закрываемы на ключ. Однако на исследовательскую деятельность влияет не только темперамент ребенка, но и его пол. Мальчики с одним и тем же типом темперамента более активны в передвижениях, чем девочки, исследования которых касаются «ближнего круга» предметов. Кроме того, девочки почти никогда не ползают по квартире, пытаясь, все же, понемногу ходить. Конечно, нет правил без исключений.
     У «бегунков», открытых к окружающему, известный для 7-8 месячных детей «страх незнакомца» выражен не столь ярко. Они могут расстроиться, если незнакомец ведет себя уж очень непохоже на поведение близких. Если незнакомых взрослых двое или трое настороженность у них никогда не превращается в «истерику» и не длится долго.
     Малыши-«лежебоки» «сделаны из другого теста», поэтому сидят устойчиво они ближе к седьмому месяцу. Их игра с предметами длинная и неторопливая. Это перебор игрушек из кучи с тщательной «проверкой свойств» каждого. Внимание медлительных детей сосредоточено, действия неторопливы, слюни капают на игрушки.
     Проба Пиаже и вторичные циркулярные реакции у них, как правило, будут положительными в следующем возрастном промежутке.
     Трудные дети сидят посаженными после шестого месяца, а к восьми часто способны стоять в кроватке. Они уже имели избирательно направленный комплекс оживления, который переходит в неприязнь ко всем новым людям после семи месяцев жизни. Если незнакомец попытается приблизиться или поиграть, ответ в виде плача или уползания от «обидчика» не заставит себя ждать. Положительная проба с исчезающими предметами и вторичная циркулярная реакция возможны у трудных детей после 7,5 месяцев только в присутствии близкого родственника и наличии хорошего настроения. Настроение у трудных, как уже упоминалось в предшествующих главах, портится по малейшему поводу.

РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО, НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА

     Для родителей недоношенных детей этот период связан с наибольшими переживаниями, опасениями в отношении нервно-психического здоровья своего ребенка. Любая женщина, вне зависимости от социальной группы, образования знает о том, что младенец после шестого месяца жизни должен сидеть посаженным. Если раньше отставание недоношенного было заметно в нюансах поведения, то теперь это отставание видно всем окружающим. Для специалиста ответ на вопрос о задержке развития уже не так прост. Дело в том, что к 7-8 месячному возрасту у многих, даже глубоко недоношенных детей, происходит процесс выравнивания развития в сравнении с их доношенными сверстниками. С другой стороны, некоторые недоношенные со сроком гестации 28-30 недель «догоняют» доношенных детей к годовалому возрасту. Поэтому перед врачом-невропатологом встает вопрос – лечить или не лечить.
     Мы не раз обращали внимание юной матери на современный контроль состояния Центральной нервной системы в виде регулярных ультразвуковых исследований, электроэнцефалографии. Решение врача во многом будет зависеть от этих данных и истории развития ребенка. Если имела место недоношенность 32-34 недели, а в описываемом периоде отмечаются отклонения в данных ультразвукового исследования мозга, электроэнцефалограммы, то необходимо стимулировать развитие ребенка. Ему нужны курсы лечения в виде массажа, физиотерапевтического лечения и медикаментов. Если же недоношенность к моменту рождения составляла 28-30 недель, а результаты исследований к шести-восьми месяцам после рождения не вызывают у врача опасений, можно придерживаться выжидательной тактики. В конечном итоге, все зависит от мнения врача, которому вы доверяете.
     Особый вопрос, который мы обсудим: исход недоношенности в такое заболевание как Детский церебральный паралич. Реальностью является тот факт, что именно из глубоко недоношенных детей формируется контингент больных с детским церебральным параличом (до 25% всех глубоко недоношенных детей). В настоящий момент изучен механизм такого неблагоприятного исхода. Дело в том, что у недоношенных детей со сроком гестации 28-32 недели сеть сосудов, расположенная рядом с боковыми желудочками мозга, отличается незрелостью и ломкостью. Поэтому часто из этой сети происходит кровоизлияние в вещество мозга, содержащее проводящие пути, необходимые для обеспечения движения конечностей. Кроме того, это, так называемое перивентрикулярное белое вещество (см. словарь), содержит волокна, идущие к коре мозга. Клетки перивентрикулярного белого вещества у недоношенных детей также уязвимы к недостатку кислорода (гипоксия). Если во время беременности и родов отмечались кровоизлияния и гипоксия, то такие клетки могут погибать, а на их месте образуются различного размера кисты.
     Все это нужно знать молодой маме потому, что возможен контроль состояния анатомических структур мозга, в том числе и перивентрикулярного белого вещества, при нейросонографии (ультразвуковое исследование мозга). Изменения, описанные выше, хорошо видны при УЗИ мозга, что может свидетельствовать о прогнозе для здоровья недоношенного ребенка. Вместе с тем, речь идет о вероятности негативного прогноза. Вполне возможно, что ваш ребенок попадет не в 25%, а в 75% детей с иным, более благоприятным исходом, о котором мы будем писать позже.


РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ПОСТРАДАВШЕГО ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИИ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ

     Только при тяжелой степени перинатального поражения мозга может еще оставаться неврологическая симптоматика в возрасте от 5 до 8 месяцев после рождения. Пожалуй, гидроцефальный синдром (см. словарь) и нарушения мышечного тонуса формируют эту симптоматику. При гидроцефальном синдроме может еще оставаться увеличение размеров черепа, усиление венозного рисунка на коже головы. К восьми месяцам некоторые дети стоят в кроватке. Дети с неврологической симптоматикой могут это делать «на цыпочках», что является почти единственным проявлением уже исчезающей перинатальной энцефалопатии.
     К окончанию возрастного промежутка от пяти до восьми месяцев, как правило, устанавливается диагноз детского церебрального паралича, об одном из механизмов возникновения которого, мы рассказали в предыдущем параграфе. Детский церебральный паралич (ДЦП) – инвалидизирующее заболевание центральной нервной системы с проявлениями в виде нарушений функции конечностей, лишних движений в них и разных степеней умственной отсталости. В его основе лежит раннее гипоксически-травматическое поражение головного мозга. В первом случае уже с рождения отмечается отставание функции конечностей. Обычно это или две ножки, или ножка-ручка с одной стороны, редко – одна конечность. При этом всегда имеется задержка психомоторного развития, только форма с преобладанием лишних движений может маскироваться трудным темпераментом или исключительно задержкой моторного развития. Однако, в возрасте 7-8 месяцев впервые отчетливо видны лишние движения в руках и ногах.
     Полное излечение детского церебрального паралича вряд ли возможно. Вместе с тем определенная компенсация нарушений достигается повторными курсами все тех же средств: физиотерапией, массажем, медикаментами. Если молодая мать с рождения выполняла рекомендации врачей, «организовывала» курсы лечения, ей, в этом возрасте ребенка, не в чем себя упрекнуть.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО КОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

     Мы не раз подчеркивали в данной главе, что младенец старше шести месяцев разительно отличается от детей более младшего возраста. Проявляется это и в более дифференцированных кожных реакциях. Ранее мы использовали термин «диатез», как своего рода предрасположение к болезни с узким кругом проявлений. Теперь, в «старшем» младенчестве диатез может иметь прежние симптомы в виде корок и чешуек на волосистой части головы и щеках, а может быть фоном, на котором развиваются другие заболевания, чаще всего детская экзема.Экзема начинает свое распространение с того участка кожи, где были максимальные проявления диатеза. На лице это щеки. Очень быстро в процесс вовлекаются лоб, подбородок.Болезнь имеет стадийное течение. Первая стадия - стадия с высыпаниями, из которых выделяется прозрачный экссудат (стадия мокнущих элементов, см. словарь), вторая – с появлением высыпаний, выступающих над поверхностью кожи (папулезная стадия, см. словарь), третья стадия – стадия шелушения. Зуд не является постоянным симптомом. Поэтому одни дети расчесывают, а другие не расчесывают участки пораженной кожи. Считается, что экзема поражает чаще белокурых мальчиков, с голубыми глазами.
     В легких случаях, когда очаги экземы быстро подсыхают, отсутствует зуд, развитие ребенка не страдает. Он может быть лишь более капризным. Если же отмечаются обильные мокнущие высыпания, зуд, возникновение очагов на других участках кожи, ребенок имеет все качества младенца с трудным темпераментом. В некоторых тяжелых случаях наступает остановка развития, навыки не приобретаются.
     Из причинных факторов, кроме аллергии и погрешностей в диете, отмечается отчетливая сезонность. Экзема усиливается зимой и весной. Кроме того, после шестимесячного возраста обычно вводятся различные прикормы, что также может влиять на течение экземы. Излишняя белковая нагрузка (перекорм), наличие в прикормах белка яиц, коровьего молока усиливают экзематозный процесс.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО ТРУДНОСТИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

     Возраст характеризуется переходом ребенка на смешанное питание. Детей, получавших грудное молоко и смеси, прикармливают овощными и фруктовыми пюре, разведенными кашами. К концу возрастного промежутка может быть организован «обед» в виде парной котлетки и овощного пюре.
     У детей с легким, покладистым типом темперамента происходит быстрое привыкание к новой пище. В течение двух недель одно или два кормления заменяют на смешанную пищу. Но даже «бегункам» количество прикорма нужно увеличивать постепенно, начиная с одной столовой ложки.
     «Лежебоки» медленно привыкают к новой пище. Они не будут «закатывать истерики», просто выплюнут или срыгнут прикорм. Поэтому их приучают к новой пище за более длительный срок, чем «ходунков». Как правило, это три недели - месяц. Хотя ваш ребенок может привыкнуть к смешанной пище быстрее. Время привыкания к новой еде у каждого ребенка разное. Дети с трудным темпераментом при введении новой пищи устраивают «пищевые войны», быстро раздражаясь, длительно не успокаиваясь в плаче. Именно после их капризов еда оказывается на полу. Возможна и иная реакция с бессознательным отвержением нового. В этом случае ребенок вроде бы охотно съест прикорм, однако через некоторое время у ребенка может возникнуть рвота или понос.
     Для трудных детей необходим иной подход к введению прикорма, схожий с прикармливанием «лежебок». Существуют и отличия. «Трудные» склонны манипулировать матерями. Чтобы «не попасть на эту удочку», юная мама должна продолжать давать прикорм, не увеличивая количество пищи или снизив его. Ни в коем случае нельзя полностью отказываться от смешанной пищи, угождая ребенку. Конечно, эта практика неприемлема, если у ребенка имеется аллергия на данный продукт или ребенок недостаточно прибавляет в весе.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ СНА

     Второе полугодие жизни: возраст, в котором расстройства сна встречаются наиболее часто. Около половины детей имеют или частые ночные пробуждения или трудности при засыпании.
     Если в первом полугодии жизни мы рекомендовали матери такой режим, чтобы дневные и ночные кормления различались, то в возрасте от пяти до восьми месяцев просто необходимо организовать ритуал отхода ко сну. Начало его приходится на те вечерние часы, когда подвижные игры с ребенком заменяют на спокойные. Приглушается звук телевизора и радиоприемников, закрываются шторы, включают светильники-ночники. Далее следует спокойная процедура купания. Мы рекомендуем укладывать ребенка в постель с одним и тем же набором игрушек. Возможно использование предметов, напоминающих ребенку о матери. При укладывании спать очень полезно «аудиальное» укачивание, заключающееся в пении колыбельных песней. В русских колыбельных сочетание свистящих и шипящих звуков способствует лучшему засыпанию. Многие мамы не могут обойтись без поглаживаний и поцелуев, что можно только приветствовать.
     Некоторые специалисты считают, что частые ночные пробуждения с криком связаны с формирующимся у ребенка представлением о постоянстве предметов при еще несформированном представлении о времени. Просыпаясь, ребенок ожидает увидеть то, что было рядом при его засыпании. Если родители укладывают ребенка рядом с собой в постели, а потом перекладывают его в кроватку, проснувшись, он видит вокруг себя совершенно иную обстановку, что вызывает эмоции страха и призыв о помощи в виде пронзительного крика. При укладывании вечером сразу в кроватку, с предметами, напоминающими малышу о матери, следует ожидать меньшего количества ночных пробуждений. Все дети просыпаются ночью, одни, «проверив» окружающую обстановку успокаиваются, другие начинают плакать, «обнаружив при проверке ту или иную пропажу».
     Возвращаясь к ритуалу отхода ко сну, важно напомнить юной маме, что дети за несколько дней обретут привычку укладываться спать именно таким, а не другим способом. Если вы забудете про один из компонентов ритуала, например про поглаживания, ребенок долго не заснет. Если папа решил читать книжку или рассказывать своему ребенку сказку на ночь, ему придется это делать каждый день в течение длительного времени, что, впрочем, вполне достойно современного мужчины.
     У 7-8 месячных детей возможны такие расстройства сна, которые называются протодиссомниями (см. словарь). Это истинные расстройства сна, связанные с созреванием его фаз. Частые ночные пробуждения при этих расстройствах сопровождаются страхами с криком.
     Ребенок поначалу дезориентирован, не узнает вас. Через некоторое время малыш, уже у вас на руках, успокаивается. Протодиссомнии развиваются у детей с трудным типом темперамента, перенесших или переносящих перинатальную энцефалопатию, у детей тревожных матерей, у детей матерей, конфликтующих с мужьями. Чаще эти расстройства отмечаются у детей матерей, которые не понимают или неадекватно реагируют на сигналы младенца.
     С другой стороны, никакой предопределенности расстройств сна не существует. Нарушения сна являются зависимым от возраста синдромом и после достижения ребенком 18 месяцев уменьшаются. Дети с яркими расстройствами сна отличаются от детей без таких расстройств тем, что они не полностью восстановили силы за ночь. Эти дети капризны к вечеру, рассеяны, раздражительны, двигательно расторможены. У некоторых могут отмечаться эпизоды с нарушением координации движений. У них может быть длительный дневной сон.
     Основным методом лечения расстройств сна является поведенческая терапия. Иными словами необходима постепенная замена аномального стереотипа сна на новый стереотип. Без терпения, согласованных действий всех членов семьи обойтись нельзя. Главное – последовательно, шаг за шагом навязывать ребенку иной ритуал отхода ко сну, иное поведение при ночных пробуждениях. В течение первых двух недель родителям очень тяжело, но если не отказаться от своего плана, в последующие две недели ребенок обязательно начнет просыпаться меньшее количество раз, легче засыпать вечером. С уверенностью можно сказать, что наступит время, когда мать сможет выспаться ночью. Очевидно, что отдохнувшая, нераздраженная мать – лучший вариант опекуна для ребенка.

СОЗДАНИЕ НОВОГО СТЕРЕОТИПА СНА

1) Исключите возбуждающую активность ребенка перед сном
2) Старайтесь укладывать спать ребенка в одних и тех же максимально возможных комфортных условиях с минимальным уровнем шума и света.
3) Длительный дневной сон влияет на продолжительность и качество ночного сна. Суточный сон ребенка от 5 до 8 месяцев составляет в среднем 14 часов. Желательно, чтобы основная часть этого времени приходилась на ночные часы. Если имеется длительный дневной сон, то, скорее всего, ночной сон будет укорачиваться, сопровождаясь многочисленными пробуждениями.
4) Организуйте определенную последовательность при укладывании ребенка перед ночным сном. Например, купание ребенка; выключение света люстры, при оставленном гореть ночнике; пение колыбельной песни; поглаживание ребенка по головке, рукам; заключительный поцелуй, после которого вы выходите из комнаты.
5) Колыбельные песни – «палочка-выручалочка» для матери. Ударения в колыбельных песнях ритмичны, много шипящих и свистящих звуков, что оказывает успокаивающее действие. Можно петь одну и ту же песню несколько раз подряд.
6) Старайтесь будить ребенка утром в одно и то же время, включая выходные дни.
7) Большинство детей после 6-ти месячного возраста спят всю ночь. Не поощряйте младенцев после полугода при пробуждении кормлением грудью, рожком, питьем воды. Помните, что даже сонный ребенок способен приобретать привычные стереотипы поведения с одного-двух раз. Если мать во время пробуждения берет ребенка на руки или в собственную постель, такой младенец вряд ли в последующем будет спать всю ночь.
8) Не спешите ночью при пробуждении ребенка подходить к его кровати и брать его на руки. Помните, что «укачать» младенца можно и на расстоянии, используя ласковый голос, колыбельные песни.

     Обычно к семи восьмимесячному возрасту эпизоды колики исчезают. Стафилококковые заболевания при условии, что мать выполняла рекомендации врачей, также проходят. Важное место в таком положении вещей принадлежит психосоматическому компоненту. Утрируя, можно сказать, что младенцу больше не нужно привлекать внимание матери с помощью колики и поноса, в его арсенале появляются новые средства: обширный диапазон жестов и вокализаций. Поэтому мы не описываем в этой главе развитие ребенка, имеющего нарушения функции желудочно-кишечного тракта. Вместе с тем это не означает, что у ребенка в этом возрасте не может быть проблем с желудочно-кишечным трактом. При наличии расстройств помогают традиционные советы педиатра.

<<Предыдущая страница Содержание Следующая страница>>