MDSPB.narod.ru - здоровье матери и ребенка
Сайт о нервно-психическом здоровье матери и ребенка
Меню
  Главная
  Календарь Юной Матери
  Послеродовая депрессия
  Психическое здоровье младенца
  Статьи
Дополнительно
  О сайте и обратная связь
Кнопки

 

 

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ГЛАВА 2. ОТ ОДНОГО МЕСЯЦА ДО ТРЕХ

Ваш ребенок в этом возрасте приобрел уже отчетливые навыки. Это – развитие активности рук и адресованные любому взрослому улыбки, движения и вокализации, что получило название «комплекса оживления». Ребенок издает различные крики и в их интонации внимательная мать может уловить определенные оттенки. Одна интонация требовательная, побуждающая к немедленному действию, что, как правило, означает: «Хочу есть». Другая, капризная, вялая, обозначающая «Хочу спать» или «Я – мокрый».

РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО, НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ПОСТРАДАВШЕГО ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИИ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ ДИАТЕЗА
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО ТРУДНОСТИ ПРИ КОРМЛЕНИИ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ СНА
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

  
РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

     Как мы «договорились» в предыдущей главе, нормальных детей до года можно разделить на «бегунков», «лежебок» и «трудных», что является вариантами темперамента в этом возрасте (легкий, реагирующий медленно и трудный).
     «Бегунки» в возрасте 1-1,5 месяцев начинают активно рассматривать свои руки и, как бы случайно, дотрагиваться до подвешенных или лежащих рядом предметов. Если вы опустите подвешенную игрушку к уровню плеч ребенка, через две недели он не только будет ее постоянно раскачивать, но и пытаться тянуться за ней. К концу возрастного промежутка эти дети прекрасно тянутся за предметом и даже перекладывают его из одной руки в другую. У некоторых малышей с легким типом темперамента все описанное происходит еще быстрее. Комплекс оживления у детей с легким типом темперамента, как правило, уже к 2-2,5 месяцам состоит из трех компонентов (движения, улыбки, звуки). Вначале описываемого периода ребенок держит головку в течение нескольких минут, к его концу – уверенное удерживание головы с опорой на предплечья, повороты набок.
     «Лежебоки» требуют активного «подталкивания» со стороны родителей. Если не обеспечить такому ребенку контакт с игрушками, он вообще не будет тянуться за предметами в этом возрасте. Этим детям не только нужно подвешивать разные игрушки на уровне груди, но и после каждого кормления днем по 10-15 минут посвящать занятиям по развитию активности рук. В этом случае просто необходимо вкладывать игрушку малышу в руку, качать, «греметь» предметами. Комплекс оживления у этих детей почти никогда не состоит из трех компонентов. Чаще всего эти дети редко произносят звуки. Количество улыбок, адресованных взрослому, невелико. В целом комплекс оживления окончательно формируется только к концу данного возрастного промежутка. Лежать на животе и держать головку «лежебоки» не любят, хотя, если заставить их в дневные часы, после кормления, перевернуться на животик и поднять голову, то они неожиданно могут выполнить эти движения в течение длительного времени.
     Как указывалось выше, «трудные» дети близки по особенностям своего развития к нездоровым. В некоторой степени эти понятия даже пересекаются. Поэтому матерям с такими детьми следует искать ответы на свои вопросы в разделах, посвященным детям с нарушениями развития. По представлению известного американского ученого Джерома Кагана, мир трудных детей эмоционально насыщен, у них легко возникают раздражительность и недовольство, противоположные эмоции, они очень чувствительны к изменению окружающей обстановки.
     Взаимоотношения с такими детьми требуют терпения. Нельзя позволить ребенку вовлекать себя в эмоциональные игры, реагируя на каждый его каприз. С другой стороны, учитывая негативную реакцию трудных детей на новизну, им все же необходимы особые раздражения. Время «упражнений для рук», по сравнению с «лежебоками», должно быть сокращено до 5-7 минут, а количество занятий может быть таким же, как и у «лежебок» (после каждого кормления). Комплекс оживления у этих детей состоит из трех компонентов, но очень различается в зависимости от многих обстоятельств (предшествующее настроение, сон, кормление). Таким же образом обстоит дело с желанием держать головку лежа на животе и поворачиваться. Имеет значение внешность человека, который подошел к ребенку. Если это мужчина с бородой – реакция может быть отрицательной. Поведение взрослого должно напоминать ребенку поведение матери.

РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО, НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА

     Недоношенные дети со сроком беременности от 36 недель (4-х недельная недоношенность и меньше) развиваются почти так же, как и доношенные дети. Для недоношенных с меньшим сроком всегда необходимо вводить поправку, называемую скорректированным возрастом. На практике это означает, что навыки недоношенного ребенка всегда нужно оценивать с вычетом срока недоношенности. Например, если ваш ребенок имеет недоношенность 35 недель, а ему в данный момент 2 месяца (8 недель), то скорректированный возраст равен 3 неделям (8+35-40).
     Следуя путем нехитрых подсчетов, можно прийти к выводу, что большинство недоношенных детей по своему развитию в данном возрасте будут напоминать обычных детей в возрасте до 1-2 месяцев. Однако существует исключение. Это – развитие некоторых девочек, если не было осложнений во время родов. Иногда темп развития недоношенных девочек занимает срединное положение между паспортным и скорректированным возрастом, порою приближаясь к паспортному. Если это так, то дополнительно активировать недоношенного ребенка необходимо с помощью подвешенных игрушек в течение 5-7 минут после каждого кормления, если он настроен бодрствовать. Практически никогда у этих детей не бывает комплекса оживления, состоящего из 3 компонентов. Есть очень небольшая вероятность подобного развития и для мальчиков.
     С другой стороны, дети, имеющие глубокую недоношенность (срок беременности до 30 недель) или тяжелую травму во время родов могут развиваться по иному.


РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ПОСТРАДАВШЕГО ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИИ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ

     Как уже упоминалось в предыдущей главе, вследствие нарушений в течение беременности и родов страдает, прежде всего, нервная система. Неврологические нарушения в данном возрасте могут изменяться. Например, синдром угнетения может трансформироваться в повышенную возбудимость. Это зависит от степени тяжести состояния ребенка сразу после родов. Подчас предсказать динамику появления неврологических расстройств у ребенка до одного месяца не удается. Поэтому очень важно внимательное наблюдение за ребенком, работа с ним и периодические осмотры малыша врачом-невропатологом.
     Большинство детей до 6 месяцев по назначению невропатолога подвергаются нейросонографическому исследованию (УЗИ мозга) (см. словарь), которое является практически безвредным, быстрым и достоверным методом исследования анатомии мозга. С помощью датчика через большой родничок на головке ребенка производят сканирование. Особенно важны повторные УЗИ-мозга, так как можно оценить положительные или отрицательные изменения со стороны структур мозга. Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод, который относительно недавно стал широко применяться у младенцев. С помощью наложенных на кожу головы электродов, укрепленных специальной шапочкой, исследуются естественные биотоки мозга. Метод безопасен, поскольку не происходит никакого воздействия электронной аппаратуры на самого ребенка, а биоэлектрическая активность мозга лишь усиливается и в графическом виде выводится на монитор, который расположен рядом. Матери с ребенком на руках в специальной затемненной комнате ничего не угрожает. Единственный недостаток ЭЭГ – длительность процедуры. Обычно для исследования требуется около 15 минут, тогда как УЗИ мозга занимает считанные минуты. Дети не любят раздеваться и одеваться и иногда капризничают из-за шапочки на голове. Кроме того, исследователям требуются для записи разные состояния ребенка – сон, бодрствование, засыпание и пробуждение. Это в ряде случаев затягивает ЭЭГ исследование. Электроэнцефалография позволяет выявить предрасположенность к судорожному реагированию, распределенность биоритмов в различных отделах коры мозга, связанность корковых структур. На основе данных УЗИ и, особенно ЭЭГ, можно прогнозировать сроки исчезновения неврологической симптоматики, темп психомоторного развития младенца.
     При легкой степени перинатальной энцефалопатии (см. словарь) в возрасте старше одного месяца может оставаться тремор подбородка, незначительные двигательные нарушения в виде тенденции к скованности в руках или ногах. Темп развития такой же, как и у «трудных» детей.
     При среднетяжелых и тяжелых степенях перинатальной энцефалопатии могут усиливаться или появляться вновь нарушения мышечного тонуса. Это или значительное повышение тонуса или возникающие при общем снижении тонуса дистонические атаки (эпизоды со значительно повышенным тонусом). Если ребенок лежит на боку или спит, то он резко запрокидывает голову, что может говорить о наличии у младенца повышения внутричерепного давления. Эти дети плохо тянутся за предметами, на животе держат руки под грудью. Остается рефлекс автоматической ходьбы. Последний рефлекс свидетельствует о задержке моторного развития, если он остается у ребенка старше месяца.
     Как правило, этих малышей не интересуют игрушки, они не переворачиваются набок, комплекс оживления представлен редкими улыбками и движениями только к концу возрастного периода. Можно отметить у них неуверенное прослеживание взором, как за лицом взрослого, так и за яркой игрушкой. Они быстро устают, начинают капризничать.
     Тем не менее, еще ничего не упущено. Помните, что большинство неврологических нарушений проходят при активном лечении, а некоторые зависят от возраста, ослабевают и проходят самостоятельно. Необходимо хорошее взаимопонимание с врачом, инструктором лечебной физкультуры или массажистом. Просите, чтобы вам показывали элементарные приемы массажа и стимуляции. Дома вы будете стараться их повторять один или два раза в день, и это обязательно пойдет на пользу вашему малышу. Ниже приводятся рекомендации по развитию и лечению детей с перинатальной энцефалопатией. Особо необходимо отметить медикаментозное лечение неврологических нарушений. Молодая мать должна знать, что никаких токсичных или вредных лекарств на первом году жизни ребенка не назначается. Большинство из них (включая указанные в таблице) являются мягкими средствами, улучшающими или обменные процессы в клетках мозга или мозговое кровообращение, что способствует процессам восстановления в центральной нервной системе.

ЛЕЧЕНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ

  • Строгое соблюдение режима дня (в отличие от здоровых детей, кормление связывать с определенными часами, отход к дневному и ночному сну в одно и то же время).
  • Курсы специализированного массажа (10-20 сеансов непрерывно) с короткими перерывами (семь дней). При тяжелой степени перинатальной энцефалопатии 2-3 курса, при легкой и средней степени тяжести 1-2 курса в полугодие.
  • Самостоятельный ежедневный массаж и физкультура по образцу, показанному врачом или массажистом.
  • По назначению врача физиотерапевтическое лечение в виде электрофореза на шейную или поясничную область с эуфиллином и другими средствами.
  • По назначению врача 1-2 месячные курсы пирацетама, энцефабола, пантогама, циннаризина, кавинтона.
  • При неэффективности лечения на дому, госпитализация в специализированные отделения.




  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ ДИАТЕЗА

         Большинство родителей, не особенно задумываясь, ограничиваются именно этим термином в беседе с врачом. Однако «диатез» – понятие собирательное, требующее уточнения. Кроме того, существует несколько видов диатеза у детей, хотя, тот, который имеют в виду матери детей первого года жизни, экссудативно-катаральный, действительно, наиболее распространен и известен людям без медицинского образования. Мы начинаем разговор о диатезе в этом возрасте, поскольку основные проявления диатеза приходятся именно на это время. По данным разных авторов в нашей стране и за рубежом от экссудативно-катарального диатеза страдает от 1/3 до ¾ детей. Первыми признаками этого состояния является появление жирных желтых чешуек на голове, которые сливаются, образуя корку.
         Достаточно быстро на щеках появляется шелушение и покраснение. Одновременно малыша начинает беспокоить зуд. Из-за сильного зуда ребенок постоянно расчесывает кожу, расцарапывает ее, создавая тем самым условия для проникновения инфекции. Иногда единственным проявлением диатеза являются опрелости. При экссудативно-катаральном диатезе страдает не только кожа, но и слизистые оболочки. У детей отмечаются насморки, коньюктивиты (воспаление слизистой оболочки глаз), ангины, бронхиты.
         Выраженный диатез всегда влияет на развитие. Ребенок с диатезом напоминает «трудных» детей. Он раздражителен, капризен, постоянно обо что-то трется. Эмоциональность с быстрым формированием комплекса оживления сочетается со скорой утомляемостью и нарушением внимания.
         Очень важно в самом начале развития диатеза начать лечение у педиатра. Это существенно по нескольким причинам. Первая - подобрать лечение в начале заболевания легче и оно более эффективно. Вторая – диатез или задерживает приобретение навыков или приводит к искаженному их развитию. На специальной вставке мы поместили основные рекомендации при экссудативно-катаральном диатезе.
         Одной из основных причин экссудативно-катарального диатеза является аллергия. Причем предрасположенность к аллергическому реагированию часто обусловлено наследственными факторами. Так, по данным М.Б. Кубергера [3], у 41% детей, болеющих диатезом, в семьях имеют место аллергические заболевания, а у 19% детей те или иные проявления аллергии имеются у нескольких членов семьи. Профессор Кубергер предлагает маме вести дневник питания ребенка, чтобы с его помощью определить «опасный» продукт и, затем, изъять его из рациона. Можно и нужно обратится к аллергологу поликлиники, где это сделают профессионально.
         Вместе с тем, автор не возражает против народных методов диагностики, один из которых мы приводим. «Смысл метода заключается в том, что если золотое кольцо подвесить на нитке и расположить в спокойном состоянии между ребенком и продуктом питания, то кольцо, спустя несколько секунд, начинает довольно интенсивно раскачиваться. Если продукт не воспринимается ребенком, то кольцо раскачивается в направлении от ребенка к продукту, как бы отталкивая его.

    ЛЕЧЕНИЕ ЭКССУДАТИВНО-КАТАРАЛЬНОГО ДИАТЕЗА
  • Строгое соблюдение гигиенического режима (максимально чистая обстановка, обработка посуды ребенка, одноразовые палочки для обработки кожи).
  • Обыкновенное ежедневное купание заменяется купанием с добавлением в ванну отвара череды, дубовой коры, ромашки, картофельного крахмала. Температура воды 36-37,5 градусов. При использовании трав и картофельного крахмала разведение должно быть таким, чтобы цвет воды приобретал светлый оттенок соответствующего ингредиента.
  • При грудном вскармливании из диеты матери необходимо исключить яйца, помидоры, клубнику, землянику, цитрусовые, шоколад, крепкий чай, кофе, какао, острые сыры, пряности, консервы, колбасы.
  • Детям, находящимся на смешанном и искусственном вскармливании, уменьшение потребления коровьего молока. Лучше использовать молочнокислые смеси.
  • Длительное пребывание ребенка на свежем воздухе.
  • 10 дневные курсы лактобактерина, бифидумбактерина, нутридофилуса.
  • По назначению врача супрастин, фенистил, задитен.
  • При склонности к затяжному течению, по назначению врача гормональные мази.

         Если же продукт воспринимается ребенком, то раскачивание идет в иной плоскости (перпендикулярно предыдущему), то есть параллельно между продуктом и ребенком» (С.16).
         Особое внимание необходимо уделить лекарственному лечению. Не секрет, что многие родители негативно настроены в отношении химических лекарственных средств. Однако, чтобы процесс не превращался в затяжной, при котором замедляется развитие, чтобы избежать превращения вашего малыша в капризного и раздражительного ребенка, нужно серьезное вмешательство. Порою лучше использовать короткий курс мощного и эффективного средства, такого, например, как гормональные мази. Почти всегда аллерген поступает в организм младенца через желудочно-кишечный тракт. Поэтому положительный эффект оказывают средства, улучшающие работу пищеварительной системы (лактобактерин, бифидумбактерин, нутридофилус, активированный уголь). Конечно, выбор препарата и дозы должны определяться врачом.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО ТРУДНОСТИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

         У ряда детей трудности при кормлении возникают сразу после рождения. Однако именно в возрастном промежутке от 1 месяца до 3 месяцев эти трудности приобретают такой размах, что «выбивают из колеи» юную маму. Дело в том, что для маленького человечка кормление – это часто единственный канал, где он может проявить свой темперамент и свои предпочтения. Это первая социальная «трибуна» для ребенка, где единственный слушатель, судья, обвинитель и адвокат – родная мать.
         Мать или справляется с расстройствами питания своего ребенка, или неправильное поведение во время еды у него закрепляется. Важно, чтобы мать ни в коем случае не была «проигравшей» стороной, не позволила собой манипулировать. Но и ребенок не должен «проиграть». Помогает терпение и понимание того, что «я – мать, взрослый и уверенный в себе человек, который хочет своему ребенку только добра и знает, как это сделать».
         Выраженные расстройства поведения ребенка при кормлении называют инфантильной анорексией (см. словарь). Не стоит пугаться термина анорексия, который пришел из психиатрии. Сходство поведения ребенка и психически больного чисто внешнее.
         К диагностическим показателям этого расстройства относятся, во-первых, активный или пассивный отказ от пищи, во-вторых, избирательность в еде и, в-третьих, недоедание. Ребенок не просыпается для кормления, отказывается сосать или высасывает незначительное количество пищи. При активном отказе младенец следит за приближением матери или рожка, отворачивает голову в сторону, что при искусственном вскармливании приводит к опрокидыванию посуды с едой («пищевые войны»). При пассивном - дети отказываются принимать участие в процессе кормления, показывая полное безразличие к приему пищи, не выражают интерес к бутылочке или груди. Сосание и проглатывание замедлены, пища задерживается в ротовой полости.
         К инфантильной анорексии относят продолжительные расстройства, длящиеся свыше 2-х месяцев, так как более кратковременные снижения аппетита часто связаны с введением новых продуктов, семейными переменами, изменениями в уходе, помещением в стационар. Наиболее часто от недоедания страдают дети, находящиеся на грудном вскармливании. Мать не всегда вовремя может заметить уменьшение молока в груди, а некоторые малыши ничем не проявляют состояния своего голода.
         Это – «лежебоки», которые ведут себя тихо, сонливы, и матери не испытывают затруднений при уходе за ними. При наблюдении через односторонний экран за процессом кормления детей была выделена группа матерей, которые не понимали и не могли ответить на подаваемые ребенком знаки «голода». В результате они не справлялись с кормлением, и в их отношении к ребенку отчетливо преобладали агрессивные тенденции - раздражительность, недовольство и негодование. Показано также, что матери детей с инфантильной анорексией в 75,6% случаев неправильно реагируют на звуки о голоде, издаваемые их детьми.
         Некоторые матери, напротив, не замечают признаков насыщения и продолжают «насильно» кормить, что вызывает сопротивление ребенка. При этом расстройстве важно четкое, последовательное и спокойное поведение матери, так как развитие этих детей не отличается от развития трудных младенцев. Рекомендации для матери мы, как обычно, приводим в специальной вставке.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МАТЕРИ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ ПИТАНИЯ

  • Если нарушения «только намечаются» кормить свободно, стараясь реагировать на знаки о голоде, подаваемые ребенком.
  • Если нарушения выражены, кормить в определенное время, а в промежутках воздерживаться от кормления.
  • Кормить небольшими порциями, увеличить частоту кормлений.
  • При грудном вскармливании использовать положение ребенка на груди, вертикально при вспышках «дурного настроения» или срыгиваниях во время еды.
  • При грудном вскармливании ничем не допаивать ребенка.· При смешанном вскармливании кормить в течение 40-50 минут, сначала давая грудь 20-30 минут и только потом рожок.
  • При искусственном вскармливании кормление продолжать строго ограниченное время, например, 30 минут, затем прекращать.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ СНА

         Из физиологических особенностей сна, описанных в предыдущих главах, напомним, что в возрасте от одного месяца до трех около половины времени ночного сна ребенок пребывает в быстром сне. В этот период спящий ребенок часто выглядит беспокойным, у него могут отмечаться сосание, дрожание подбородка и рук, гримасы, улыбки, потягивания. В целом сон возникает почти после каждого кормления, вне зависимости от времени суток (ночью 2-3 раза).
         Показано, что при засыпании и во сне ребенок способен приобретать условные рефлексы. Поэтому создание единого стереотипа перехода ко сну важно и в этом возрасте. В данном контексте мы рекомендуем по-разному осуществлять ночные и дневные кормления. Если днем малыш должен быть максимально свободен в своих движениях, ощущать температуру окружающего воздуха (без шапочки), свет, то на ночь и ночью допускается более плотное пеленание, кормление в темноте или полумраке.
         В возрасте от 1 до 3 месяцев наиболее часто встречаются нарушения сна, связанные с перинатальной энцефалопатией, при гипертензионно-гидроцефальном синдроме. Особенностями таких нарушений сна является их проявление во второй половине ночи, часто в ответ на незначительное воздействие (открытие двери в комнату, где спит ребенок; легкое прикосновение; изменение положения его тела). Если ребенок плачет, то его крик отличается повышенной интенсивностью с оттенком раздражительности в сочетании с монотонностью («на одной ноте»), отмечается двигательное возбуждение, покраснение кожи. При синдроме угнетения, плач ночью имеет следующие особенности: тихий, слабый вялый, иногда «беззвучный», короткий по продолжительности при отсутствии пауз, с общим напряжением, покраснением лица и кожных покровов. К улучшению сна приводит лечение Перинатальной энцефалопатии, которое осуществляет врач.
         Недоношенные дети спят в соответствии со своим скорректированным возрастом, то есть так же, как новорожденные. У нездоровых детей удлиняется время засыпания, они капризны, чаще просыпаются ночью (3-5 раз).


    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

         В возрасте от первого до 3 месяца после рождения крайне распространены нарушения желудочно-кишечного тракта. Расстройство, которого мы уже касались, называется коликой, достигает своего максимума и исчезает именно в этом возрасте. В дневные часы у ребенка развивается выраженное беспокойство. Плачущего ребенка очень трудно успокоить, он сжимает кулачки, выпрямляет ножки, требует пищи и, одновременно, отказывается от нее. Часто наблюдается покраснение лица, срыгивание воздуха, отхождение газов, предпочтение вертикальной позы. Могут отмечаться неожиданные смены сна и бодрствования. Успокоившийся было, и заснувший ребенок просыпается с пронзительным криком. Матери меняют грудное молоко на смеси или наоборот, но ничего не помогает. Все сопровождается или запорами или поносами. Во время приступа напрягаются мышцы всего тела, закрываются глаза, наморщивается лоб. Дети кричат более 4 часов в сутки преимущественно после полудня и в вечернее время. Продолжительность одного приступа составляет от нескольких минут до нескольких часов. Крик-плач носит пронзительный характер.
         К причинам колики трехмесячных относят много факторов. По мнению некоторых ученых частота встречаемости этого расстройства находится в прямой зависимости от факта распознавания коликообразного крика матерями.
         Наблюдения за матерями детей с коликообразными криками выявили у них как отсутствие своевременной и адекватной реакции на сигналы младенцев, так и неспособность ориентироваться в характере поведения ребенка в целом.
         Известный американский детский психоаналитик Рене Шпитц [12] считал, что основную роль в появлении колики играют два фактора: чрезмерная материнская опека и врожденный повышенный мышечный тонус у младенца. Он пишет: «в различных заведениях, в которых я исследовал детей, колика трехмесячных никогда не превращалась в серьезную проблему. В приютах, где младенцы лишены материнской заботы, колика отсутствовала полностью; в заведении, которое я называл «ясли», где удавалось поддерживать отношения матери и ребенка, колика случалась лишь изредка, однако у детей, воспитывающихся в собственной семье, колика трехмесячных – весьма распространенное явление». Те матери, которые проявляют избыток любви и заботы к ребенку могут за несколько дней сделать малыша «плаксивым и склонным к колике» (С.213).
         Другая проблема этого возрастного периода – стафилококковая инфекция. Заболевание начинается с учащения стула, в котором обнаруживаются слизь, иногда прожилки крови. Внешние проявления так называемого стафилококкового энтерита и энтероколита (см. словарь) напоминают колику трехмесячных, с акцентом на расстройстве стула и длительным выделением стафилококка из испражнений. Фактом, часто указывающим на возможную стафилокковую природу страдания ребенка, является наличие трещин соска у матери, мастита (см. словарь).
         Эти два заболевания крайне редко встречаются одно изолированно от другого. Изначальное неблагополучие в психической сфере подготавливает почву для расстройства физиологических функций, а слабое место в организме подвергается атаке со стороны болезнетворного агента (микроорганизм), который ранее мог, как некоторые разновидности стафилококка, быть безвредным жителем в желудочно-кишечном тракте ребенка.
         Темп развития младенца с коликой или стафилококковой инфекцией зависит от тяжести его состояния. Если приступы колики ярко выражены, длятся в течение многих часов и недель то нервно-психическое развитие вообще может остановиться. В «светлые» промежутки ребенок может проявлять новые навыки в соответствии с возрастом, однако болезнь не оставляет времени на их закрепление – развивается очередной приступ беспокойства.
         При легкой степени проявлений этих расстройств ребенок имеет все черты «трудного» младенца, о котором мы неоднократно говорили в этой главе. Развитие детей вполне удовлетворительно.

    ЛЕЧЕНИЕ КОЛИКИ, СТАФИЛОКОККОВОГО ЭНТЕРИТА И ЭНТЕРОКОЛИТА

  • Стараться «фильтровать», реагировать по-особому на сигналы о колике, подаваемые ребенком.
  • Не забывать о других потребностях ребенка (еда, сон, мокрые пеленки, повороты тела, зрительное сосредоточение и т.д.).
  • Не пытаться накормить ребенка во время приступа.
  • Использовать пустышку для «самоуспокоения» ребенка.
  • Применять различные виды физического укачивания (например, положение ребенка на руках, на уровне пояса, ладони матери располагаются под его животом и грудью).
  • Использовать вертикальное положение малыша с прижиманием его живота к груди матери (на животик можно положить теплую грелку).
  • Использовать биопрепараты, курсы лактобактерина, бифидумбактерина, нутридофилуса.
  • При выраженном расстройстве стула у ребенка и грудном вскармливании провести бактериологическое исследование грудного молока.
  • Прекратить грудное вскармливание только по назначению врача.
  • По назначению врача лечение ребенка антибиотиками (аугментин) или бактериофагами (интестифаг).
  • Госпитализация в специализированные отделения при средне-тяжелом и тяжелом состоянии ребенка.


    <<Предыдущая страница Содержание Следующая страница>>