MDSPB.narod.ru - здоровье матери и ребенка
Сайт о нервно-психическом здоровье матери и ребенка
Меню
  Главная
  Календарь Юной Матери
  Послеродовая депрессия
  Психическое здоровье младенца
  Статьи
Дополнительно
  О сайте и обратная связь
Кнопки

 

 

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ГЛАВА 1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ОДНОГО МЕСЯЦА

РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО, НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ПОСТРАДАВШЕГО ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИИ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО КОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
ГРУДНОЕ КОРМЛЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ
СОН КАК ОСОБАЯ СФЕРА РАЗВИТИЯ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

     Известный английский детский психиатр Дональд Винникот писал о проблеме «хорошего начала». Действительно, как началась жизнь маленького человека? Процесс родов протекал без осложнений, ребенка сразу после рождения приложили к материнской груди, на второй день малыш активен, хорошо ест, а на пятый его уже выписывают – на пороге родильного дома ждет восхищенный отец. Или роды затянулись, врачам пришлось использовать стимуляцию, ребенок родился в асфиксии (см. словарь), малыша унесли в палату интенсивной терапии, на второй день ребенка перевели в реанимацию отделения патологии новорожденных детской больницы.
     Среди специалистов есть мнение, что в первый месяц жизни младенца существует особый чувствительный период для высших психических функций. Одна из них – это эмоциональная привязанность между родителями и детьми. Какова история ребенка в течение первого месяца жизни – от этого и от ряда других факторов зависят в дальнейшем отношения между родителями и их дочерью или сыном. Если ребенок после рождения болен, мать должна удвоить свои усилия по уходу за ним, насколько возможно моделировать те отношения, которые сложились, если бы ребенок был здоров. Конкретно это сводится к нескольким простым вещам. Во-первых, максимально сохранять лактацию. Во-вторых, если по медицинским показаниям необходимо кормить ребенка через зонд или из рожка – имитировать грудное вскармливание, кормя ребенка на груди или у груди своим сцеженным молоком. В-третьих, ребенок, даже если он находится в специальном кювезе (см. словарь) или на обогреваемом столике, должен буквально «ощущать» присутствие матери – положите рядом какую-нибудь личную вещь (часы, иконка).


РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

     На первый взгляд репертуар новорожденного сводится к сосанию и сну. Но современные исследования показали, что сосание 2-3 дневных здоровых детей дифференцированно – активнее они сосут материнскую грудь и рожок с материнским молоком по сравнению с рожком, наполненным смесью или молоком другой женщины. Ушли в прошлое представления о том, что ребенок приобретает двигательные навыки к месячному возрасту. В первые дни жизни младенцы способны иметь обонятельное, слуховое и даже зрительное предпочтение, сопровождаемое поворотом головы. Новорожденные предпочитают запах молока матери и звучание ее голоса. В некоторых работах показано, что это происходит даже во сне. Они способны скачкообразными движениями глаз прослеживать за движущимся материнским лицом. С каждым днем прослеживание становится все более уверенным и у некоторых детей к трем неделям после рождения можно говорить о зрительном сосредоточении.
     Уже в первый месяц жизни дети различаются по уровню активности, проявляющемуся в количестве движений, издаванию звуков, времени сна. По-разному они реагируют на новые стимулы, будь то лицо человека или яркая красная игрушка. Эти различия связаны с типом темперамента младенца. Джером Каган [20] – известный исследователь темперамента младенцев считает, что большинство детей (60%) имеют легкий тип темперамента. Для удобства ребенка с таким типом темперамента называют ребенком-«бегунком». На первом месяце жизни «бегунок» меньше спит, после кормления предпочитает что-то рассматривать, не терпит тугого пеленания, активно сосет. После двух недель у него появляется улыбка в ситуации, когда он сыт и сух. К месяцу улыбка связывается с лицом матери или других родственников. Эти дети всегда положительно реагируют на новые стимулы. Тип ребенка с темпераментом, реагирующим медленно по Кагану (23%), обозначают по-русски «лежебокой». «Лежебоки» вяло и долго сосут, после кормления предпочитают спать, непроизвольная улыбка у них появляется ближе к месячному возрасту, новые стимулы их не воодушевляют. Только при внимательном наблюдении у них можно зафиксировать до четырех недель реакции слухового и зрительного предпочтения. Главной особенностью для матерей является «легкость» ухода за такими детьми.
     И, наконец, последний тип младенческого темперамента, получивший название «трудный». Этих детей среди младенцев около 15%. Они характеризуются противоречивыми чертами темперамента, отличаясь, с одной стороны высокой двигательной активностью, а с другой – отрицательной реакцией на новизну, «высокой пугливостью».
     «Трудные» новорожденные также как «бегунки» высоко активны в двигательной сфере, у них рано появляется улыбка, но позитивный настрой у них легко прерывается, если их раздевают, переодевают, смотрят врачи. Такой ребенок может расплакаться, если его взял на руки незнакомый взрослый, стукнули дверью и т.д. Для них невыносимо ожидание – ребенок будет кричать и «закатываться», если мать на пять минут задержала кормление.
     Существует небольшая группа детей, у которых практически невозможно выделить тип темперамента.
Несмотря на то, что «трудный» тип темперамента является вариантом темперамента у здорового ребенка, такой младенец занимает промежуточное место, то есть место между нормой и патологией. Больные дети также во многом непредсказуемо реагируют на окружающее. В последующих главах мы будем стараться обращать внимание на иные стороны темперамента младенца.

РАЗВИТИЕ «ОТНОСИТЕЛЬНО» ЗДОРОВОГО, НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА

     Учитывая то обстоятельство, что недоношенным ребенок считается, если он не достиг возраста 37 недель с момента зачатия, этот малыш как бы «еще не должен родиться», несмотря на то, что это фактически произошло. В описываемом периоде такие дети находятся на выхаживании в детских больницах. В силу этой причины, а также вследствие других особенностей, недоношенные дети нуждаются в щадящем режиме. Эти дети на самом деле в основном «едят и спят», причем сосут вяло, быстро уставая. Их не нужно стимулировать. Желательно не использовать яркий свет, громкую речь, должна быть исключена работа телевизоров и радиоприемников.
     Почему же недоношенные дети настолько вялы после рождения? На специалистов в последние десятилетия «обрушился вал» исследований, в которых показано, что ребенок на 7-8 месяце в утробе матери великолепно сосет свой палец, способен заглатывать до 0,5 литра околоплодной жидкости в сутки, реагирует на запахи, способен запоминать музыку и даже зрительно различает несколько цветов. Дело, по-видимому, в том, что зрелость младенца относительная, он приспособлен только к своему возрасту, не больше, не меньше. Для недоношенного пребывание вне матки можно сравнить с такой фантастической ситуацией, когда бы месячного ребенка мы бы стали воспитывать как 6-месячного: посадили бы его в кресло, вложили бы в обе руки по игрушке, стали бы из ложечки давать овощные прикормы. Скорее всего такая ситуация у ребенка вызвала шок, он вообще отказался бы демонстрировать какие-либо навыки, а может быть и заболел бы. Именно это и происходит с недоношенным ребенком. Поэтому, чтобы не «пересолить», нужно открывать мир для недоношенного младенца постепенно. Каждый новый шаг можно начинать после того, как отработан предыдущий. Например, случай с кормлением: сначала отработать зондовое кормление (если оно было у ребенка), затем – кормление из рожка и только потом – грудь.
     Глубоко недоношенные дети (со сроком гестации около 30 недель) не приспособлены к внеутробной жизни, они не удерживают тепло, часто не могут самостоятельно сосать. Таких детей помещают в специальные «кювезы» (см. словарь), где автоматически поддерживается температурный режим. Часто состояние глубоко недоношенных детей контролируют мониторы. Задача матери в таких условиях – привнести частицу себя, дома в суровый мир работающих приборов, манипуляций людей в белых халатах. Хорошо, если мать надевает на крохотные стопы носочки, которые связала сама, ставит рядом образок или медальон со своей шеи. Но и образ ребенка должен быть рядом с матерью. Американские ученые показали, что между матерью и ребенком, находившимся в кювезе, в возрасте одного года чаще складываются надежные, гармоничные отношения, если мать имела фотографию ребенка и носила ее с собой. Состояние недоношенного не позволяет постоянно находится рядом, но у матери всегда с собой его милое личико.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ПОСТРАДАВШЕГО ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИИ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ

     Наиболее уязвимой системой во время беременности и родов является центральная нервная система. Во время процесса родов ребенок с относительно большой головой движется в родовых путях, что обуславливает травматизацию как головного, так и спинного мозга. Происходит переход от дыхания через пуповину к легочному дыханию, которое в ряде случаев начинается раньше времени. Плод вместо воздуха «вдыхает» околоплодные воды, которые, оказавшись в легких, затрудняют эффективность их работы, приводят к воспалению. Это вызывает недостаточное снабжение органов ребенка, и, прежде всего, мозга, кислородом. Таким, или более сложным путем, воздействуют на новорожденного два основных повреждающих мозг фактора – травма и гипоксия (см. словарь). А комплекс внешних проявлений или симптомов, проявляющихся под воздействием этих механизмов, получил название Перинатальная Энцефалопатия (Перинатальное поражение Центральной нервной системы (ЦНС), Гипоксически-ишемическая энцефалопатия и Родовая травма). Необходимо помнить, что внутренние резервы для преодоления такого состояния ребенком первого года жизни весьма велики и большинство симптомов поражения ЦНС проходят с минимальными последствиями для будущего развития ребенка или без них.
     Поэтому, как ни режет ухо это медицинское название, последствия для вашего малыша, при сотрудничестве с врачом, будут минимальными. Некоторые авторы даже склонны рассматривать ряд симптомов Перинатальной энцефалопатии в качестве естественных проявлений периода новорожденности, что, конечно, не будет иметь последствий для ребенка.
     Наиболее распространенной в нашей стране, что, по-видимому, заслужено, является классификация Перинатальной Энцефалопатии Ю.А. Якунина с соавторами [14].
     Эти ученые выделяют три степени тяжести заболевания, от легкой, к средней степени тяжести и тяжелой. Особо отмечается период расстройства и его преобладающие причины.
     Ю.А. Якунин [13] считает, что при легкой степени поражения головного мозга (перинатальной энцефалопатии легкой степени тяжести) чаще развивается явления повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (гипервозбудимость). Эти явления характеризуются повышенной двигательной активностью новорожденного, повышением как сухожильных, так и безусловных рефлексов (см. словарь). Некоторые рефлексы проявляются без специальной стимуляции. Наиболее показательным в этом смысле является появление самопроизвольного рефлекса Моро (разведение рук в стороны и разгибание пальцев), биологический смысл которого заключается в захватывании груди для сосания. В норме этот рефлекс вызывается путем удара по поверхности постели, на которой лежит ребенок, похлопыванием по ягодицам и т.д. Дети с гипервозбудимостью много двигаются, меняют позы. Зрительное предпочтение и сосредоточение, улыбка у ребенка с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью возникают быстро и так же быстро угасают.
     Многие педиатры и детские невропатологи считают, что к проявлениям повышенной нервно-рефлекторной возбудимости также относится тремор («дрожание» верхних конечностей, подбородка). Другие специалисты считают тремор естественным последствием процесса родов, встречающимся у 44% здоровых новорожденных [11].
     Среднетяжелая степень заболевания может сопровождаться судорогами или состоянием с повышением внутричерепного давления. Дети вялы, реакции предпочтения отсутствуют. Общая вялость, сниженный мышечный тонус через некоторое время переходит в повышенный мышечный тонус. Для средней степени перинатального поражения ЦНС характерно повышение сухожильных рефлексов, появление других неврологических признаков. Такая клиническая картина трактуется как синдром двигательных нарушений или как «пирамидная недостаточность», свидетельствующая о нарушении проведения по проводящим путям головного мозга, идущим к пирамидным клеткам его коры.
     При повешении внутричерепного давления часто отмечается пронзительный крик, усиливающийся в горизонтальном положении и второй половине ночи. Это состояние связано с расширением естественных полостей мозга, которые называются желудочками и подоболочечными пространствами, в результате продукции излишнего количества спинномозговой жидкости. При этом расстройстве увеличиваются размеры головы, что приводит к диспропорции между мозговым и лицевым черепом. Повышение внутричерепного давления сопровождается расхождением черепных швов, что можно определить при исследовании пальцами. При осмотре новорожденного можно увидеть расширенную венозную сеть на коже головы. Повышенное внутричерепное давление приводит к отеку тканей, расположенных за глазным яблоком, которое несколько «выступает» вперед. У многих матерей создается впечатление, что ребенок «удивляется». Это «удивление» называют симптомом «заходящего Солнца», так как между верхним веком и зрачком оказывается полоска белковой оболочки глаза, а сам зрачок наполовину прикрыт нижним веком. Мышечный тонус у ребенка повышен.
     Тяжелая степень перинатальной энцефалопатии проявляется у новорожденных исчезновением мышечного тонуса и рефлексов (атония, арефлексия, см. словарь), что приводит к отсутствию сосания и глотания. Младенец переводится в реанимационное отделение, где его кормят через зонд. В других случаях тяжелой энцефалопатии сразу после рождения может быть повышено внутричерепное давление, отмечается симптом «заходящего Солнца», расходятся черепные швы. Исход подобных состояний достаточно тяжел. Развиваются грубые неврологические расстройства, задержка приобретения моторных навыков.
     По мнению Ю.А. Якунина [13] при легкой степени поражения мозга возможна полная компенсация нарушений и ребенок в последующем ничем не отличается от сверстников. Автор считает, что при среднетяжелой и тяжелой формах в дальнейшем наиболее часто встречается астено-невротические явления, с раздражительностью, беспокойством, нарушениями сна. В возрасте до трех лет это «проблемный ребенок», который плохо переносит смену погоды, у него часты реакции на различные инфекции и интоксикации, протекающие с незначительным повышением температуры тела по миновании острого периода.
     Следует подчеркнуть, что грубые неврологические расстройства, задержка приобретения моторных навыков, развиваются в нескольких процентах случаев от всех детей с диагнозом Перинатальной энцефалопатии. Эти дети, как правило, находились в очень тяжелом состоянии после рождения: без сознания, на искусственной вентиляции легких, имели судороги. Результаты ультразвукового исследования мозга, других исследований свидетельствовали о серьезном повреждении мозга. Необходимо успокоить молодую маму, что если такого тяжелого сценария с ее малышом не было, то, скорее всего, он будет здоровым.
     В течение первого месяца жизни дети с перинатальным поражением Центральной нервной системы, как правило, находятся в отделении патологии новорожденных, где врач назначает лечение. Контроль матери необходим в основном за четкостью выполнения средним медицинским персоналом назначений врачей. После рождения ребенка с перинатальной энцефалопатией обычно лечат щадящими методами, назначая сосудистые препараты, ноотропил, физиотерапия и массаж подключаются ближе к месячному возрасту.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО КОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

     Большинство молодых мам хотели бы видеть кожу своего ребенка идеальной, такой как у симпатичных малышей в телевизионной рекламе. Поэтому пятна, шелушение на коже вызывают многочисленные вопросы у доктора, который, как кажется юной маме, что-то скрывает от матери, ограничиваясь несколькими фразами на этот счет. Действительно, большинство необычных для матери кожных проявлений у новорожденного являются зависимыми от возраста и исчезают со временем без последствий.
     Наиболее распространенными являются телеангиэктазии (см. словарь). Это пятна неправильной формы с синеватым оттенком на затылке, в области бровей и лба. В течение первого года жизни наступит момент, когда мама их больше не увидит. Весьма интересно, что большинство матерей не могут точно указать это время. Просто у матери младенца слишком много забот, и каждый возраст приносит свои, новые проблемы. Другим распространенным элементом на коже недавно родившихся малышей являются милия (см. словарь) или сальные кисты. Они выглядят как белые, желтоватые точечные папулы, расположенные в области носа, лба, щек. Милия исчезают в течение первых двух недель у доношенных новорожденных. Монгольские пятна, обычно не вызывают вопросов у матерей, представителей монголоидной расы. Однако они могут появляться и у детей славянской национальности, что неудивительно в нашей многонациональной стране, где мало кто знает свою родословную до четвертого поколения. Располагаются они на спине, в области поясницы. Исчезают в дошкольном возрасте. У некоторых детей до месяца обнаруживаются гемангиомы и пигментные пятна (см. словарь) – доброкачественные опухолевые образования красного (гемангиомы) и бурого (пигментные пятна) цвета, иногда выступающие над поверхностью кожи. Часть гемангиом исчезают, другие, как и пигментные пятна, остаются спутником человека на протяжении всей жизни.
     В местах соприкосновения кожи с мокрыми пеленками, фекалиями иногда возникают опрелости, которые представляют собой покраснение кожи, эрозии (см. словарь). При опрелостях применяют детскую присыпку, детский крем, лакричный крем. Более подробную информацию в отношении лечения опрелостей мать получит у педиатра, детского кожного врача.
     На протяжении первого месяца жизни различные кожные элементы вызывают беспокойство у матери, но они, в отличие от других возрастов, никак не влияют на развитие младенца Единственным исключением являются запущенные опрелости, которые беспокоят ребенка и он приобретает черты, свойственные младенцам с трудным темпераментом.

ГРУДНОЕ КОРМЛЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ

     К радости педиатров, наступило время, когда матерей не нужно уговаривать кормить ребенка грудью. Атмосфера в родильных домах, отделениях патологии новорожденных детей такая, что даже если у матери и есть потаенная мысль не слишком утруждать себя в плане естественного кормления, то она никогда не произнесет ее вслух. Поэтому на первом месяце жизни ребенка все женщины пытаются кормить его грудью. Наш многолетний опыт поддержки грудного вскармливания указывает, что многое зависит от техники кормления. Конечно, важно, чтобы ребенок был приложен к груди сразу после рождения. Но даже если этого не произошло, например, по медицинским показаниям, еще ничего не упущено. Мы считаем, что до трех недель после рождения продолжается чувствительный период для налаживания грудного кормления. По миновании этого срока можно вернуться к грудному кормлению, но сделать это гораздо труднее. Еще один вывод заключается в том, что кормящими матерями не рождаются, ими становятся. Нужно научиться этому самой, имитировать то, как кормят другие. Никакие инстинкты нам, людям, в этом не помогут. Многое зависит от «комплекса мелочей». При овладении такими мелочами у вас обязательно получиться кормить грудью.
     Во-первых, необходимо сцеживать молоко, если ребенок еще получает рожок или недостаточно прибавляет в весе. Во-вторых, нужна подготовка груди к сцеживанию или кормлению в виде надавливания и поворота молочной железы рукой снизу кнаружи (помните, что около соска никаких долек железы нет, поэтому рука должна располагаться ближе к грудной клетке). В-третьих, при кормлении не должно быть одежды, стесняющей грудь, лучше всего, если мать будет одета в халат или мужскую рубашку, которые легко расстегивать (бюстгальтеры, футболки мешают грудному кормлению). В-четвертых, сосок и рот ребенка должны подходить друг к другу как «ключ к замку», поэтому меняйте угол наклона своей спины, угол под которым находится ребенок у груди для достижения оптимального положения. В-пятых, для начала, мы рекомендуем кормить ребенка в позе сидя, когда головка ребенка расположена на локтевом сгибе одной руки (например, левой), а противоположной (в данном случае, правой) рукой вы держите сосок у ареолы между указательным и средним пальцем (поза сигареты). В-шестых, важно стимулировать сосание младенца, что достигается, при прекращении им сосательных движений в описанной выше позе, надавливанием указательным пальцем «на себя» по краю ареолы (ваш сосок в полости рта малыша скользит по его небу, что мощно стимулирует сосание). В-седьмых, вы должны стать «партнерами по танцу» с вашим малышом, что заключается в очередности действий – если ребенок не сосет, пассивен, вы стимулируете сосание, если же он сосет – пассивны вы. В-восьмых, старайтесь кормить хоть немного из другой груди, помните, что молочная железа работает по принципу любой железы внешней секреции – чем больше выработалось секрета (молока) сегодня, тем больше выработается завтра. В-девятых, для начала грудного вскармливания необходимо достаточно длительное его время (по нашим наблюдениям около часа), с каждым днем время кормления будет становиться короче (мы наблюдали женщин, которые за неделю приходили к двадцатиминутному кормлению).
     С какими же трудностями при грудном кормлении сталкивается молодая мама? Одна из наиболее частых проблем – проблема времени. Многие матери, особенно если у ребенка трудный темперамент, жалуются на нехватку времени. Они не успевают ребенка докормить грудью, поскольку нужно идти на какую-нибудь процедуру, массаж. Если мать пытается сохранить грудное кормление и кормит малыша в течение часа, то она вообще ничего не успевает. В данном случае помогает принцип расстановки приоритетов. На первом месте для ребенка по ценности стоят жизнь и здоровье. Поэтому, пока ваш ребенок находится в реанимации, у него выраженная неврологическая симптоматика, пневмония – на первом месте лечение, на втором – кормление. Если же ребенок выписан из роддома домой или серьезных претензий к его здоровью у врачей нет, на первое место вполне можно поставить кормление. Массажистка или медсестра физиотерапии могут подождать, пока вы закончите кормление. Даже если один сеанс массажа пропадет, или вы в течение дня не дадите ребенку однократно успокоительной микстуры – ничего страшного не произойдет.
     Следующая трудность – прибавка в весе. Многие врачи контролируют еженедельную и ежедневную прибавку в весе согласно определенным формулам. Если прибавка в весе недостаточна, педиатры назначают дополнительно сцеженное молоко или смесь из рожка. Позиция специалистов ясна – они отвечают за жизнь ребенка. Кроме того, грань между недостаточной прибавкой в весе и таким заболеванием как гипотрофия очень тонкая. С другой стороны, ни одна формула не учитывает ни темперамента ребенка, ни его индивидуальных особенностей в плане распределения количества пищи в течение дня (некоторые дети съедают больше во второй половине дня, другие – с утра), ни того, что способ взвешивания ребенка до и после кормления весьма сомнителен в плане достоверности, особенно если у вас электронные весы. К тому же механизмы сосания груди и сосания рожка различны, и в случае смешанного вскармливания происходит разрушение грудного кормления. Ребенок просто выбирает то, что ему делать легче. Поэтому, при проблеме с прибавкой в весе необходим обыкновенный здравый смысл. Результаты прибавки за один-два дня не должны приводить к немедленному действию, важна тенденция, например в течение недели. Если ребенок хорошо выглядит, у него «пухлые» ручки и ножки, не стоит спешить с докармливанием из рожка. Тем не менее, во всех случаях нужен диалог с понимающим вас педиатром по вопросу кормления ребенка.

СОН КАК ОСОБАЯ СФЕРА РАЗВИТИЯ

     В этом разделе будут рассмотрены не только особенности сна ребенка в первый месяц жизни, но и общие принципы организации сна у младенца, интересные аналогии сна младенцев и животных. В дальнейших главах психология и медицина сна, как принято именовать данный раздел науки, будут приурочены к соответствующим возрастным промежуткам.
     Для того чтобы разобраться в возрастных особенностях сна, нам необходима «печка, от которой мы будем плясать», коей в нашем случае является картина нормального сна у взрослого. У детей старшего возраста и взрослых выделяют две качественно различные фазы сна: медленный сон или фаза медленного сна (ФМС); быстрый сон или фаза быстрого сна (ФБС).
     Начало сна характеризуется наступлением фазы медленного сна. Глазные яблоки начинают как бы «плавать» под веками. В этой фазе разбудить ребенка еще возможно. Это I фаза медленного сна, которая длится от 30 секунд до 7 минут, а за ней следует фаза II медленного сна. Разбудить взрослого или ребенка во II фазе сна гораздо труднее. Спустя 5-25 минут после наступления II фазы сна можно говорить о начале III фазы медленного сна. Далее следует IV фаза медленного сна. В последних стадиях медленного сна разбудить спящего крайне трудно. Обычно через час после начала сна можно зафиксировать первый период фазы быстрого сна (ФБС). Проявлениями ФБС являются: быстрые движения глазных яблок, нерегулярность пульса, нарушения дыхания с его остановками, движения конечностей. Во время быстрого сна увеличивается температура мозга и интенсивность обменных процессов, усиливается мозговой кровоток. В большинстве случаев, если человека разбудить в этой фазе сна, он способен рассказать о своих сновидениях. Первый период ФБС составляет около 10-15 минут.
     В течение ночи происходит чередование быстрого и медленного сна с интервалами 90-120 минут. Медленный сон доминирует в первой половине ночи, тогда как быстрый сон преобладает рано утром.
     Разделение сна на две фазы возможно с 28 недели внутриутробного развития, когда впервые появляются движения глаз во сне. В этот период отмечаются спокойный сон (СС) и активный сон (АС), которые являются предшественниками медленного и быстрого сна у взрослых. В активном сне наблюдаются синхронные движения глаз при закрытых веках. Такие движения многочисленны у новорожденных, уменьшаются в первую неделю жизни и могут исчезать до периода 3-4 месяцев. В активном сне наблюдается сосание, дрожание подбородка и рук (тремор), гримасы, улыбки, потягивания. Сердечная и дыхательная деятельность нерегулярны. Напротив, спокойный сон характеризуется систематической сердечной и дыхательной деятельностью, минимальными движениями тела и глаз. В первые 4-6 месяцев после рождения активный сон преобладает над спокойным сном, затем их соотношение перераспределяется в сторону увеличения доли СС.
     В период новорожденности дети спят в сутки 16-17 часов, в 3-4 месячном возрасте – 14-15 часов, в 6 месяцев – 13-14 часов. С 3 месячного возраста до 1 года 2 месяцев суточная продолжительность сна является величиной постоянной и составляет 14 часов. В возрасте до 1 месяца жизни пробуждение следует за сном приблизительно через 4 часа и зависит главным образом от кормления. С 5 недели жизни сон начинает зависеть от смены дня и ночи, и периоды сна ночью удлиняются. К 2-3 месяцам самые длительные периоды сна отмечаются только ночью. В этом возрасте около 44% детей уже спят всю ночь, далее эта цифра увеличивается, и к году большинство детей имеют ночной сон без пробуждений в течение 8-9 часов, феномен, который в англо-американской литературе получил название «погружение».
     Дневной сон также уменьшается с 3-4 раз в 6 месяцев до 2 раз в 9-12 месяцев. Часть детей в возрасте старше 8 месяцев отказывается от дневного сна.
По-видимому, медленный сон развивается под влиянием разнообразных ритмических раздражителей. Это и режим кормления, и смена дня и ночи, и такие как укачивание, колыбельные песни, поглаживание, сосание. При госпитализации, переезде, различных заболеваниях, прорезывании зубов естественный стереотип изменяется, что приводит к нарушению правильной работы своего рода внутренних часов малыша. Чтобы такой «поломки» не произошло, необходимо изменить некоторые семейные привычки. Шумные компании, ночные бдения – не для семьи с маленьким ребенком. Если же сон нарушился из-за болезни, прорезывания зубов, нужно удвоить свои усилия по укреплению стереотипа сон-бодрствование (ритуалы укладывания спать, колыбельные песни, укачивания).
     Нам представляется также, что только наличие всех фаз медленного сна, особенно стадии I и предшествующего ей периода, приводит к возникновению чувства «хочу спать» у ребенка. Поэтому дети раннего возраста не способны «захотеть спать», и необходима определенная последовательность отхода ко сну, состоящая из движений, качаний и колыбельных песен матери.
     Важно отметить, что существуют интересные параллели сна у детей и сна у животных. Во-первых, у низших животных, как и у ребенка младше одного месяца, сон наступает несколько раз в сутки. Во-вторых, как и у животных, сон у ребенка может отмечаться как в покое, так и в движении (фаза активного сна детей в возрасте до 1-3 месяцев может наблюдаться при кормлении или крике). Как и животные дети первых месяцев жизни спят в горизонтальном и вертикальном положении, с открытыми и закрытыми глазами. В-третьих, для более старших младенцев, как и для высших человекообразных обезьян характерна повышенная подвижность во сне, частые пробуждения, крик и беспокойство. В-четвертых, у детей первого года жизни, как и у человекообразных обезьян, длительность сна зависит от внешних условий.
     Некоторые матери зададут вопрос: «А зачем мне все это нужно? Зачем мне знать, как спит филин и человекообразные обезьяны?» Задача ученого состоит в том, чтобы понять причины того или иного поведения, а далее выйти на практические рекомендации. Механизмы сна во многом приобретены во время процесса эволюции, сон младенца напоминает сон животных. Как по-другому понять, что ребенок может спать, когда его держат «столбиком» и у него открыты глаза, не сравнивая его сон со сном животных?
     Несмотря на то, что расстройства сна чрезвычайно распространены у детей первых трех лет жизни, не следует каждую проблему сна сразу считать заболеванием. Нужно убедиться, что расстройства сна не единичный эпизод, а являются тенденцией. Но даже если это и так, необходимо сначала форсировать привычные способы воздействия на ребенка и лишь, убедившись в их неэффективности, вместе с врачом разработать меры по нормализации сна.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

     У некоторых внешне здоровых пятидесятидневных детей в середине дня или ближе к вечеру начинаются приступы с плачем, покраснением лица, подтягиванием к животу коленей, отхождением газов. Приступ продолжается несколько часов. Это – колики.
     Что только не пытаются делать родители. Они меняют пеленки и памперсы, пытаются накормить, укачать. Ничего не помогает, плач только усиливается. От отчаянья они устанавливают дежурство у плачущего ребенка, поскольку долго выдержать плач своего малыша не могут. Растет раздражение в отношениях между молодой матерью и супругом. У женщины увеличиваются опасения за здоровье ребенка, она никак не может успокоиться, так как чувствует себя «плохой матерью». Мужчина, вместо того, чтобы отдыхать после работы, вынужден часами носить ребенка на руках, поздно засыпать вечером. Удивительное дело, но утром малыш прекрасно выглядит, хорошо ест, прибавляет в весе. Его развитие не страдает.
     Установлено, что младенцы, страдающие коликами, имеют такую черту темперамента как сенситивность (чрезмерную чувствительность) к внешним раздражителям. Их может раздражать яркий свет, плотное или свободное пеленание, памперсы. Родители детей, страдающих коликами, могут использовать этот факт для уменьшения колики. Помогут плотные шторы, тихая комната, хлопчатобумажный костюмчик с кофточкой, штанишками и шапочкой, редкое использование памперсов и других подгузников (лучше ребенка переодеть). Для таких детей должны быть «незыблемы» ритуалы кормления, отхода к дневному и ночному сну (причем они должны отличаться друг от друга). Последнее кормление перед ночным сном может быть поздним, когда в квартире тихо. Не стоит удивляться и короткому дневному сну этих детей.
     В ряде случаев детям с коликами помогает движение. Это может быть и укачивание на руках, и ношение ребенка в специальном рюкзаке. Помогает теплая грелка или бутылочка, приложенная к животику или положенная под матрац.

<<Предыдущая страница Содержание Следующая страница>>