MDSPB.narod.ru - здоровье матери и ребенка
Сайт о нервно-психическом здоровье матери и ребенка
Меню
  Главная
  Календарь Юной Матери
  Послеродовая депрессия
  Психическое здоровье младенца
  Статьи
Дополнительно
  О сайте и обратная связь
Кнопки

 

 

 

 

 

 

 

 


ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДЕНЦА

ГЛАВА 7 ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ЕГО НАРУШЕНИЯ (С.В. Гречаный)

 

1. Предречевое развитие

     К наиболее ранней стадии предречевого развития, когда уже можно говорить о первичной коммуникации, относится период ранних младенческих вокализаций. Особую роль играют в этом процессе самые первые вокализации - крики-плачи.
     Указания на отношение младенческих криков к доречевому этапу содержатся в ранних работах, посвященных развитию речи. В работе Н. А. Рыбникова [1926], в частности, отмечается, что стадии формирования речи предшествует «период инстинктивного разряжения энергии в криках». Автор приводит описательную характеристику младенческих криков-плачей, составленных на материале дневниковых записей. Наиболее существенными их признаками являются: 1) инстинктивность; 2) самопроизвольность; 3) отсутствие имитационного механизма в происхождении; 4) независимость от слухового анализатора; 5) отражение эмоционального состояния; 6) отрицательный эмоциональный характер; 7) сигнальность. Дальнейшие исследования подтвердили указанные положения.
     Отношение младенческих криков к речи определяется двумя основными аспектами. Первый заключается в том, что различные по интонации крики являются знаками, воспринимаемым окружающими как сигналы дискомфортных состояний. Значение интонации всегда субъективно и связано с пониманием матерью конкретных причин крика-плача своего ребенка. Вторым является фонетический аспект, поскольку крики образуются в результате прохождения выдыхаемого воздуха через суженую голосовую щель. Раствор рта при этом постоянно меняется, что обусловливает важную особенность крика - невозможность его разделения на составляющие элементы.
     Первый крик ребенка происходит в момент рождения. По его характеру оценивают общее состояние новорожденного, его жизнеспособность. Голосообразование является следствием врожденных сложных двигательных координаций дыхания.
     При исследовании причин первого крика новорожденного, обнаружено, что последний является человеческим аналогом так называемого «сепарационного зова млекопитающих», биологический смысл которого заключается в предотвращении разлучения матери и потомства сразу же после рождения. Исследовались вокализации детей первых 1,5 часов жизни в 2-х ситуациях: тактильного контакта новорожденного с матерью и их разлучения. Во втором случае наблюдался характерный «пульсирующий» крик, исчезавший после возвращения ребенка к матери. Таким образом, первый крик рассматривается не как реакция на рождение, а как генетически детерминированный ответ на раннее разделение.
     О преобразовании первичного крика-плача в довербальное средство общения упоминается еще в работах Ч. Дарвина [1900], который считал, что плач (скорее крик, т.к. еще нет слез) младенца - явление инстинктивное, служащее для выражения страдания. Однако, спустя некоторое время тон плача становится различным в зависимости от его причины. Ребенок научается кричать произвольно, и крик превращается в средство общения. Это происходит примерно в 11 недель. Начиная с 3-го месяца жизни по характеру крика ребенка можно определить причину его беспокойства.
     По данным Е. В. Чудиновой [1986] уже на первом месяце жизни происходит становление дифференцированных по своей форме (системе акустических параметров) типов крика-плача. Последние приобретают характерные отличительные признаки в зависимости от причины, их вызвавшей. С помощью метода электроакустического анализа описаны типологические особенности криков-плачей со значением «хочу есть», «хочу спать», «я – мокрый». Отмечается, что, возможно, определить крик, опираясь на систему акустических параметров, однако, такой подход не учитывает смыслового содержания крика, поскольку вокализации с одинаковыми акустическими характеристиками могут служить для выражения различных потребностей. В связи с этим наиболее целесообразным является функциональный подход к определению крика - по оценке его роли в детско-материнских отношениях, согласно которому реальную границу между криком и не криком проводят действия матери в ответ на вокализацию младенца. Таким образом, крик - это звук, издаваемый ребенком с целью ухода за ним.
     Другие исследователи, изучая динамику плача первых месяцев жизни, свидетельствуют о стадиально-возрастном переходе, происходящем в конце первого - начале второго месяца жизни и заключающемся в появлении активной интонационной составляющей. Анализ интонаций плача проводится на основании категорий реактивности - активности, отражающих характер развития психики младенца. Реактивные интонационные характеристики плача, указывающие на подчиненно приспособительный тип адаптации, сменяются активными, отражающими стремление ребенка к социальному контакту. Результаты исследований показали, что критерию реактивности соответствует терпеливый, доверчивый, успокаивающийся, уступчивый, обиженный, протестующий плач; критерию активности - подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, заставляющий.
     Т. В. Базжина [1985] указывает, что первоначально младенец кричит без какой-либо цели. Содержание вкладывает в него ухаживающий за ребенком взрослый, для которого крик служит сигналом того или иного дискомфортного состояния ребенка.
     По данным Л. Т. Журбы и Е. Мастюковой [1981] с 8-й недели жизни крики при голоде, мокрых пеленках и болях в животе различны. Крик может возникнуть также как реакция гнева и протеста в ответ на прекращение общения с ребенком или ограничение свободы движений. С 10-12 недели жизни появляется хныканье, несущее значение реакции недовольства. Хныканье, в отличие от крика, прерывисто, меньше сопровождается двигательным возбуждением. Глаза у ребенка при этом открыты, как правило, появляются слезы (с 3-х мес.).
     О процессе превращения врожденного крика в коммуникативный сигнал сообщает Джером Брунер [1980]. Отмечается, что первоначально крик неустойчив, имеет широкий спектр звуков, без пауз, свидетельствующих об ожидании ребенком ответа. При игнорировании его матерью или другим ухаживающим за ребенком взрослым все завершается неконтролируемым криком и визгом. Впоследствии, под влиянием матери первоначальный крик преобразуется в хнычущие просящие вокализации. В дифференцированном крике, формирующимся на 3-м месяце жизни, присутствует ожидание ответа, что обусловливает начало употребление его в форме просьбы.
     Таким образом, по мнению большинства авторов, дифференцированные типы крика-плача играют роль в предречевом общении младенца с взрослым. Врожденный первичный крик, являясь безусловным рефлексом, не несет в себе сигнального значения. Дифференцированные типы крика-плача рассматриваются как средства коммуникации, несмотря на биологический характер их мотивации. Потребность в общении, как движущая сила психического развития, возникает на основе изначальных биологических потребностей в тепле, пище, движениях и лишь на 3-5 неделе обуславливается желанием новых впечатлений.
     Роль крика-плача в диаде «мать – дитя»
     Дифференциация криков-плачей возможна только при наличии между матерью и ребенком тесной эмоциональной привязанности.
     Крик-плач - феномен не только младенческого поведения, а неизбежное выражение динамики развития системы отношений «мать-дитя». Результатом такого взаимодействия является правильное понимание матерью подаваемых ребенком знаков и адекватное на них реагирование. Это приводит к эффективному успокоению младенца. Б. Лестер с соавторами [1995] выявил взаимосвязь между способностью матерей распознавать крики своих детей в 1-месячном возрасте и данными их развития в 18 месяцев. Считается, что чем чаще мать отзывается на крик-плач, тем меньше ребенок кричит в дальнейшем.
     Указанные положения опираются на концепцию материнской восприимчивости к младенческим сигналам, согласно которой крик, вызывая у матери состояния тревоги, является психологическим механизмом мотивации ухода за ребенком. Вероятно, подобная чувствительность женского организма к детским вокализациям биологически обусловлена.
     В эксперименте по изучению влияния младенческого крика-плача на эмоциональное состояние у женщин выявлена повышенная способность к эмоциональному реагированию [Stein L.B., Brodsky S.L., 1995]. Считается, что послеродовой стресс, независимо от последующих условий жизни ребенка, существенно влияет на характер и продолжительность криков. Особенности младенческого поведения, как и расстройства эмоционального состояния матери, указывают на дестабилизацию детско-материнских отношений. Вероятность наличия в анамнезе родового стресса у матерей с чрезмерно плачущими детьми выше в 5,7 раз, чем у матерей с более спокойными младенцами [Beebe S.A. et al., 1993]. Показано, что материнская депрессия является одним из предрасполагающих факторов продолжительного крика-плача младенцев 3-хмесячного возраста.
     Обнаружено также, что по мере приобретения матерями опыта по уходу и воспитанию детей понимание причин криков-плачей становится более полным, реакции на них матерей более адекватными, что приводило, в конечном счете, к эффективному успокоению ребенка. Повторнородящие матери выявляли по этому показателю более высокие результаты.

2. Крик-плач как нормальный и патологический феномен младенческого поведения

     Крик новорожденного можно вызвать, разбудив его. Рот ребенка при этом широко раскрыт, звук громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом («уа-а-а»), продолжительностью не менее 1-2 сек., без интонационной выразительности. Глаза новорожденного обычно закрыты, слез нет, резко выражены носогубные складки и горизонтальные складки лба, отчего лицо приобретает хмурое выражение (реакция недовольства). У ребенка 2-х недель жизни описанный феномен является единственным выражением эмоций. Так же новорожденный реагирует на голод и дискомфорт. Голосовые реакции ребенка значительно варьируют в норме, что обусловлено рядом факторов: порогом возбудимости ЦНС, индивидуальными биоритмами, физиологическим состоянием организма (сыт, голоден, степень опорожнения кишечника). При неправильной организации режима сна - кормления - бодрствования возможно увеличение продолжительности крика-плача.
     В среднем новорожденные кричат 11 раз в сутки, что составляет по времени 117 мин. Кричащий ребенок сильно двигает конечностями, ногами больше, чем руками; односторонние движения чаще двусторонних; сгибание преобладает над разгибанием. В течение полсекунды молчащий ребенок может перейти к крику. От первых признаков до сильного крика обычно проходит 3-4 секунды. При прослушивании записи собственного крика-плача дети, как правило, прислушиваются и перестают плакать.
     Общая продолжительность младенческого крика-плача на первом году жизни снижается с 4,4 часа в 6 недель до 1,5 часов в конце года. Уменьшение этого показателя связано с уменьшением продолжительности сна и возрастанием времени контакта ребенка с взрослым. Наиболее общими реакциями матерей на крики младенцев являются (в порядке частоты встречаемости): кормление, вступление в контакт и игнорирование плача. На характер и частоту вокализаций влияют также факторы: грудное вскармливание (снижение общего количества криков у детей получающих материнское молоко), особенности сна детей (возрастание плача при затрудненном засыпании), реакция на крик матери (быстрый «ответ» приводит к уменьшению продолжительности вокализаций). Наибольшее количество беспокойства и плача в течение суток наблюдается между 16 и 20 час. Этот показатель снижается к 8-недельному возрасту. Отмечается также дополнительный «пик» криков между 8 и 12 часами, исчезающий к 4-м неделям. Различные отклонения от указанной схемы связаны, по мнению многих авторов, с феноменом коликоообразного крика.
     Крик-плач как симптом патологии младенческого возраста имеет специфические отличия при нервно-психических расстройствах раннего возраста, синдроме младенческой колики, расстройствах пищевого поведения и др.
     Мышечная слабость дыхательной и артикуляционной мускулатуры делает крик ребенка коротким, слабым, высокого тона. Иногда вокализации становятся настолько тихими, что о крике-плаче можно судить только по мимической реакции. В структуре крика может отсутствовать преобладающая в норме вторая фаза («уа» вместо «уа-а-а»), или изменяться сами звуки: приобретать носовой оттенок при тяжелых неврологических нарушениях и аномалиях строения носоглотки. Крик может быть пронзительным, напоминающим мычание, хрюканье, крик петуха, блеяние овец, крик кошки. Голосовые реакции новорожденного могут быть бедными или вовсе отсутствовать вследствие синдрома угнетения ЦНС. Если ребенок не кричит, когда хочет есть, или когда у него задержка стула, если он мокрый, если его не удается разбудить во время осмотра, то это можно расценить как состояние резкой заторможенности, характерное для глубоко недоношенных или незрелых детей. Для синдрома повышенной возбудимости характерно возникновение крика при действии любого, даже самого слабого раздражителя. Такой новорожденный мало спит, часто кричит без видимой причины, его с трудом удается успокоить обычным способом (взятием на руки, покачиванием, кормлением). Отмечается наличие в криках недоношенных большего количества параметров, оцениваемых аудиторами как тревожных и выражающих боль (по сравнению с нормальными детьми).
     Данные аудиторского описания криков-плачей детей с тяжелыми поражениями ЦНС приводятся в сообщении Э.И. Столяровой [1997]. По слуховым характеристикам выделены следующие типы плача: сдавленный, взрывной, со взрывным началом, с коротким вдохом, скрипучий, хриплый, высокий, низкий, вибрирующий, гнусавый.
     Крик-плач является одним из симптомов младенческой колики. Коликообразный крик-плач характеризуется продолжительностью, сопутствующим усилением двигательной активности, беспокойством, а также невозможностью самостоятельного успокоения ребенка. В поведении младенца отмечаются резкие переходы от сна к бодрствованию. «Колики» сопровождаются сжиманием кулачков, выпрямлением ног, отхождением газов, предпочтением вертикальной позы, требованием пищи и, вместе с тем, отказом от нее. Наблюдается также покраснение лица, двигательное беспокойство, во время которого ребенок то сильно прижимает нижние конечности к животу, то энергично разбрасывает их. Во время приступа напрягаются мышцы всего тела, закрываются глаза, наморщивается лоб, отмечается срыгивание и вздутие живота. Дети кричат более 4 часов в сутки преимущественно после полудня и в вечернее время. Продолжительность одного приступа составляет от нескольких минут до нескольких часов. Крик-плач возникает без причины, носит пронзительный характер. Синдром младенческой колики встречается у детей, находящихся как на искусственном, так и на естественном вскармливании. У 2/3 детей колики начинаются уже в родильном доме. Средняя их продолжительность - 9,5 недель. Как правило, они исчезают к 3-4 мес. жизни.
     В случае коликообразного крика-плача младенцев тщательный анализ позволяет выявить функциональную патологию ЖКТ, требующую специального лечения. Возникновение младенческого коликообразного крика связывают с биоритмами организма первых 3-х месяцев жизни. В ходе специального исследования [Lehtonen L., Korvenranta H., 1995] коликообразный крик был обнаружен в 13% случаев. Частота встречаемости не поддавалась сезонной корреляции, а находилась в прямой зависимости от факта распознавания их матерями. Наличие коликов приводило к возрастанию общей суточной продолжительности вокализаций. Подробные результаты исследования коликообразных криков представлены в таблице.

 

группы детей

продолжительность общегокрика-плача, мин./сут.

продолжительность коликообразного крика-плача, мин./cут.

1. с коликообразным криком

241 122

2. контрольная

112 19

 

     Наблюдения за матерями детей с коликообразными криками выявили у них как отсутствие своевременной и адекватной реакции на вокализации младенцев, так и неспособность ориентироваться в характере поведения ребенка в целом. В ходе исследования темперамента детей, страдающих младенческими коликами, были обнаружены существенные различия между данными объективной обследования и оценкой младенцев матерями. Отмечается, что данный факт, как показатель дестабилизации детско-материнских отношений, может оказать существенное влияние на течение колики.

3. Гуление

     Звуки гуления появляются со 2-го месяца жизни, постепенно выделяясь из структуры крика-плача, компонентом которого они изначально являются. Процесс сопровождается снижением тональности звуков.
     Первоначально в крике превалируют компоненты, воспринимаемые при фонетической интерпретации как варианты гласных (а) и (э). Они обозначаются как А- и В- фонемы. Последние доминируют среди всех речевых сигналов первого года жизни. Звуки, напоминающие согласные - (х) и (к) и их сочетание (кх), включаются в крик-плач или короткие сигналы типа (эхе), (кхе), (ах) и сопровождают некоторые врожденные реакции ребенка - хныканье, покашливание. В 2-3 месяца разнообразие гласноподобных звуков и сочетание согласноподобных и гласноподобными увеличивается.
     Звуковой репертуар и физические характеристики акустических сигналов младенцев разных национальностей значительно сходны. Формирование систем генерации и восприятия звуковых сигналов протекает взаимосвязано и отражает эмоциональное состояние ребенка. В дальнейшем под воздействием языкового окружения.
     Возникновение первых звуков тесно связано с развитием мимики и двигательной активности. В состав «комплекса оживления» входят: замирание (сосредоточение), улыбка, вокализации, двигательное возбуждение. Они обеспечивают выделение ребенком взрослого из окружающей среды (замирание), эмоциональное (улыбка) и голосовое (гуление) взаимодействие, активное привлечение внимания взрослого к общению (двигательное возбуждение). «Комплекс оживления» на предмет проявляется в виде двух компонентов (сосредоточение и движения). Присутствие взрослого приводит к появлению улыбок и вокализаций, что позволяет рассматривать «комплекс оживления» не только как реакцию на внешний стимул, но и как акт общения. Вначале артикуляционная составляющая комплекса самая слабая. Издаваемые звуки короткие и тихие, напоминающие протяжное «э». Передать их в точности невозможно, так как в языке взрослых нет аналогичных произносимым ребенком звуков. В 2-4 месяца появляются короткие - гуканье, затем певучие и протяжные звуки - гуление (4-6 месяцев). Вследствие активирующего влияния взрослого компоненты «комплекса оживления» все более обособляются и с 4-х месяцев каждый из них проявляться по отдельности.
     Звуки гуления - проявления собственной активности ребенка, его стремления к общению с окружающими. В отличие от крика-плача они всегда возникают на фоне эмоционально-положительного состояния, комфорта и не связаны с физиологическими потребностями. Гуление - это своеобразная «игра» органов артикуляционного аппарата, необходимая для его развития. До 3-х месяцев голосовая активность не зависит от работы слухового анализатора. После 3-х месяцев произношение осуществляется под контролем слуха. Ребенок проявляет интерес к собственным вокализациям, прислушиваясь и повторяя их.
     Способность к звукопроизношению у большинства детей во многом определяется способностью прислушиваются к оттенкам и интонациям голоса взрослых, следить за движением губ и выражением лица говорящего. Другая часть детей вокализирует только в одиночестве, слушая самих себя. Третьи практически не проявляют интереса к речи, предпочитая зрительные впечатления.
     Наибольшее количество голосовых реакций младенцев наблюдается в «социальных» ситуациях, во время присутствия взрослых. Слышимая младенцами речь приводила к увеличению количества вокализаций.
     Существенно отличается от обычной речи обращенная к ребенку речь взрослого. Она имеет ярко выраженный ритм с растянутыми гласными, которые являются более высокими по тональности. Младенцы с первого месяца жизни предпочитают подобную «инфантилизированную» речь.
     Дети воспринимают звуки человеческого голоса как особый стимул еще на самых ранних этапах развития. Внутриутробно плод выделяет голос матери среди прочих акустических сигналов среды. Новорожденные в возрасте 70 часов реагировали на произносимое слово поворотом головы и различали два разных слова. В 4 недели дети различают разные звуки, а также отличали слова от уже знакомых, услышанных за 2 суток до эксперимента. Уже в первые месяцы жизни младенцы способны двигаться в такт слышимой речи взрослого. Причем синхронизация движений ребенка возникает только на звуки осмысленной речи.
     В основе раннего предпочтения младенцем материнского голоса лежит опыт до рождения. Внутриутробно голос матери является наиболее сильным акустическим сигналом, ощущаемым еще не родившимся ребенком. Показано, что эффекты, возникающие под влиянием материнского голоса, положительно сказываются на созревании слухового анализатора, а впоследствии и на эмоциональном развитии.
     Звуковой состав гуления не несет в себе сигнального значения. Основным коммуникативным параметром является интонация вокализаций. Для детей 1-го года жизни характерны следующие виды интонаций: 1) первичная интонация (или интонация «собственно крика»), которая является в речевом онтогенезе первой; впоследствии она преобразуется в интонацию недовольства; 2) спокойная интонация, которая характерна для гуления; 3) интонация радости, имеющая общее происхождение с первичной интонацией и не отличающаяся от нее в период гуления; 4) интонации повествования, убеждения и утверждения начинают появляться в период гуления; 5) интонация просьбы, которая характерна для лепета и имеет общие признаки с интонацией недовольства, спокойного гуления, радости; 6) интонация вопроса, которая появляется последней уже на стадии оформления устной речи.
     Предпосылки смысловой стороны речи развиваются еще до появления у ребенка первых слов. Зачатки знаковой функции содержатся в интонациях вокализаций. Существует единая система дословесной коммуникации - протоязык. Выделены основные средства такого общения, которые могут выполнять некоторые из функций словесных знаков. В качестве элементов протоязыка рассматриваются: 1) кинезнак - движение, действие, взгляд, не несущие признаков эмоциональной экспрессии; 2) мимиознак - средство передачи эмоционального состояния; 3) вокознак - звуки, не относящиеся к словесной речи; 4) физиознак - связан с опытом ситуационного применения предмета в процессе совместной деятельности с взрослым.

4. Лепет

     Лепет появляется в возрасте 5-6 месяцев и представляет собой сочетание согласных с гласными. В это же время формируются первые слоги, наиболее употребимые из которых – «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», которые обозначают ближайших ребенку родственников.
     Вначале лепет носит самопроизвольный характер. Ребенок вслушивается в произносимые им звуки и пытается их воспроизвести. Роль данной стадии сводится к стимуляции речевого анализатора, а не усвоению новых звуков. Появление имитационного звукоподражания приводит к быстрому росту употребляемых слогов и звуков. Процесс носит активный характер: младенец смотрит на взрослого, следит за движением губ и повторяет услышанное. Важную роль при этом играет способность управлять артикуляционным аппаратом на основе зрительного и слухового восприятия.
     К 8 месяцу звуковой состав усложняется звукосочетаниями «те-те-те», «та-та-та», «тла», «дла» и др. Чаще употребляется гласная «и». Возникает «о» как самостоятельный звук. Лепет начинает напоминать песню. Появляется способность к соединению разных слогов (стадия словесного лепета).
     В период гуления и лепета младенцы произносят одинаковые звуки независимо от их национальной принадлежности. Встречается гортанное «р», характерное для немецкого языка, носовые гласные, употребляемые французами. Найдено относительное сходство звукового состава лепета американских и японских младенцев. Процесс овладения языком связан преимущественно со степенью развития голосового аппарата. Существует базовый набор звуков, который легко овладевается детьми, и звуки, трудные для детского произношения. Независимо от национальной принадлежности, младенцы плохо осваивают «с», «з», «р», «ф». Частота их встречаемости в лепете невысока. Под влиянием взрослых звуки, не встречаемые в родном для младенца языке, постепенно вытесняются звуками, характерными для данного языкового окружения. Это происходит за счет общего возрастания способности к активному подражанию, восприятия звуков речи, а также от социального окружения, которое востребует эти задатки.
     В последней четверти первого года жизни наиболее ярко проявляется индивидуальность в освоении языка. У одних детей преобладает лепет с небольшим набором звуков без слов; у других - при отсутствии лепета к 9 месяцу появляются первые 2-3 слова с нарастанием их до 20 к 11 месяцу; третьи демонстрируют способность к звукоподражанию при отсутствии лепета и первых слов.
     На 9 месяце жизни лепет приобретает точный и дифференцированный характер. Возможно произношение сочетаний «ма-ма», «ба-ба» вне связи с определенными людьми (двуслоговый лепет). К концу 1 года в наборе голосовых проявлений ребенка отмечается лепет, звукоподражания, первые слова.
     Развитие понимания начинается задолго до появления первых слов. Со 2 полугодия развивается способность связывать слова с действиями и предметами. Возникает новый - ситуативно-деловой тип общения - на основе понимания ребенком слов. О развитии понимания слов свидетельствуют следующие феномены: ребенок «ищет» глазами называемый взрослым предмет; использует при назывании указательный жест; понимает значение некоторых просьб.
     Для установления связи между словом и предметом необходимо дифференцированное восприятие образа предмета, целостное восприятие звукового образа слова и умение выполнять требование взрослого по употреблению слова в определенной ситуации. Усвоение значения слова как обобщенного понятия совершается, кроме того, путем включения в совместную деятельность ребенка и взрослого предмета.
     Развитие понимания слов приводит к возрастанию роли слова как регулятора поведения. Если в 1 половине 2 года жизни обращение к ребенку нуждается в подкреплении преимущественно жестом, действием, показом предмета, то уже в полтора года без соответствующих слов трудно заставить ребенка выполнить ту или иную просьбу.
     В возрасте 1 года наиболее выражен разрыв между понимаемым и употребляемым словарем. Возможность понимания речи тесно связана с развитием функции обобщения.
     В первые месяцы жизни слово для ребенка является компонентом комплексного раздражителя, в который входит также положение тела, обстановка, вид говорящего, голос, интонация. Постепенно слово замещает весь комплекс, становясь к концу 1 года самостоятельным раздражителем, замещающим весь набор ощущений и связанных с ним ситуаций. Ребенок самостоятельно соотносит звучание с образом предмета. На следующих этапах развития происходит обобщение однородных (конец 2 года) и разнородных предметов (3-3,5 года).

5. Первые слова

     Первые слова возникают, как правило, из лепета, звукоподражаний, обозначают легкие для произношения имена людей, названия предметов и действий. Это двусложные слова с открытыми повторяющимися слогами («ма-ма», «ба-ба», «та-та»). Они появляются обычно в возрасте 1 года и носят обобщенный характер: одно и то же звукосочетание может быть чувством, предметом, желанием. Например, «мама!» - может быть обращением, указанием, жалобой, радостью, просьбой взять на руки. Речь ребенка ситуативна, понять ее можно только исходя из конкретной ситуации. Употребление слов часто сопровождается мимикой и жестами.
     Время появления первых слов подвержено значительным индивидуальным колебаниям, оно зависит от соматоневрологического состояния, типа нервной системы, особенностей воспитания. В таблице представлено распределение сроков возникновения первых слов у 37 обследованных нами детей.

 

сроки возникновения первых слов, мес. 7 8 9 10 11 12 13 14 16 22

количество детей

2 3 3 10 5 5 1 6 2 1


     Для первых детских слов характерно фонематическое и структурное несовершенство. Наблюдается пропуск звуков, уподобления их друг другу, замена одного звука другим, слияние двух слов в одно, смягчение согласных, употребление обрывков слов (корни слов, ударные слоги, начальные слоги). Нормативов правильного произношения в этом возрасте нет. По мере роста словарного запаса трудности артикуляции могут быть более заметными (до появления контроля над произношением). Различают 2 способа усвоения произношения слов - слоговое и звуковое. При первом происходит безошибочное запоминание отдельно взятого слога. Во втором случае происходит замена отдельных звуков при сохранении акустического образа слова в целом.
     Каждый звук овладевается ребенком дважды: 1) во время гуления и лепета; 2) во время сознательного произношения с помощью слухового контроля.
     Первые слова ребенка - законченные в смысловом отношении высказывания. Каждое слово является определенным сообщением или суждением. Это соответствует понятию односложного предложения или слова-предложения. Употребляемые в них слова не имеют грамматической формы, так как в зависимости от ситуации выполняют различную языковую функцию.
     Между появлением первого и второго слова в большинстве случаев имеется значительный временной промежуток. У большинства детей он составляет 1 мес. Период с момента появления первого слова до начала непрерывного нарастания словаря составляет у разных детей от 2 до 5 мес.
     Однако особенности развития речи не являются темой настоящей работы.

<<Предыдущая страница Содержание