MDSPB.narod.ru - здоровье матери и ребенка
Сайт о нервно-психическом здоровье матери и ребенка
Меню
  Главная
  Календарь Юной Матери
  Послеродовая депрессия
  Психическое здоровье младенца
  Статьи
Дополнительно
  О сайте и обратная связь
Кнопки

 

 

 

 

 

 

 

 


ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДЕНЦА

ГЛАВА 1. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДО ГОДА

     Распространенность психических нарушений у детей первого года хорошо иллюстрирует распространенность таких расстройств, как нарушения пищевого поведения и расстройства сна.
     По различным данным нарушения пищевого поведения встречаются на первом году жизни у 18-30% детей, нарушения сна у детей в возрасте от года до трех лет - у 25-50% детей в популяции.
     Эти данные свидетельствуют о том, что около половины всех детей имеет нервно-психические нарушения в течение первого года жизни.
     Механизмы, приводящие к появлению расстройств сна и питания, изучаются в рамках такой модели заболевания в которой учитываются разнообразные биологические, психические и социальные факторы. Эта модель трактует нарушения, возникшие в результате их взаимодействия, как психосоматические заболевания или болезни адаптации.
     Болезни адаптации представлены состояниями, преходящими от здоровья к болезни (реакции дезадаптации), и болезненными состояниями с психическими, двигательными расстройствами или расстройствами регуляции внутренних органов. Выделяются кризисные ситуации или ситуации повышенного риска, предрасполагающие к возникновению реакций дезадаптации в различные возрастные периоды. Для детей первого года жизни это ситуации, приводящие к потере защищенности из-за отрыва от семьи: помещение в чужую семью, направление в детское учреждение, госпитализация. Причем данные, полученные при наблюдении за детьми раннего возраста в ситуации отрыва от семьи, в первую очередь матери (ситуация депривации), получили в последние десятилетия естественно-биологическое подтверждение.
     Существуют три фазы адаптации детей раннего возраста при отрыве от семьи. Первая фаза получила название «фазы протеста». В этот период ребенок плачет, не успокаивается, пока к нему не подойдет мать, кричит, когда она уходит. Далее эта фаза сменяется «фазой отчаянья», когда ребенок как бы «замыкается», внешне выглядит жалким и несчастным, нарушается процесс кормления, ритм сна, возникают патологические привычные действия в виде сосания пальцев рук, яктации. Последняя фаза обозначается как «фаза отчуждения». Во время этой фазы младенец перестает интересоваться родителями, для него становится безразличным, навещают его или нет.
     Описанные выше реакции на разлучение давно привлекали внимание исследователей, и при проведении ряда экспериментов оказалось, что между ребенком первого года и матерью существует не только психическая, но и биологическая связь. Именно поэтому при отрыве от матери поведение ребенка так сильно изменяется.
     Наличие биологической связи между матерью и новорожденным подтверждено в опытах предпочтения в ситуации выбора по узнаванию своего ребенка только что родившими женщинами. Показано, что дети от двух до шести дней достоверно предпочитают запах молока собственной матери. Методом поминутного наблюдения изучалось поведение новорожденных первого часа жизни. 65% первого часа жизни новорожденные проводили в спокойном бодрствующем состоянии (СБС). В среднем в СБС младенцы пребывали 39,3 минуты. Первые полчаса СБС составляло 58,7%, а вторые - 76,4% времени, что послужило основанием для вывода о раннем сроке формирования предпочтения матери на втором получасе жизни. В других экспериментах поведение пяти младенцев в возрасте одной недели снималось на кинопленку: во-первых, когда с ребенком находилась мать, и, во-вторых, когда вместо матери перед ребенком находилась яркая игрушка. Оказалось, что младенец демонстрирует как бы два способа спонтанной активности, два различных «интереса» к живому и неживому объектам. Некоторые специалисты настаивают на выделении ребенком первых дней жизни матери с помощью зрительной фиксации и даже поворота головы.
     Исследования взаимодействия ребенка и матери в первые месяцы жизни выявили характерную активность ребенка в паре. Мать и ребенок помещались в светлую комнату с множеством ярких игрушек. Во время опытов в их поведении выявилось много сходного. Мать и младенец часто одновременно смотрят на один и тот же предмет, причем главная роль принадлежит ребенку, начиная с выбора предмета рассмотрения. Внимательная мать подстраивается под его действия. В экспериментах обнаружена способность новорожденного уже в первый месяц жизни двигаться в соответствие с ритмом речи взрослого. Запись движений голосового аппарата младенца воспроизводила запись речи взрослого. Также производилась кинозапись движений головы у трехмесячного ребенка и взрослого, глядящих друг на друга. Движения матери и ребенка составили рецепрокное приближение и отдаление, названные авторами своеобразным «вальсом». В некоторых исследованиях изучались движения младенца в ответ на человеческую речь, бессмысленный набор слов, чистый тон и музыкальную фразу. Скоординированные движения младенца возникали только на звуки осмысленной речи, причем непроизвольные движения ребенка сравнивались авторами с «неуловимым балетом».
     Следовательно, отсутствие или недостаточная родительская поддержка на первом году жизни может значительно нарушать биологическое и психическое созревание ребенка, нарушать формирование взаимной привязанности как важнейшего условия развития психики младенца, и приводить к болезням адаптации или психосоматическим расстройствам.

Содержание Следующая страница>>