Сайт о нервно-психическом здоровье матери и ребенка
Меню
  Главная
  Календарь Юной Матери
  Послеродовая депрессия
  Психическое здоровье младенца
  Статьи
Дополнительно
  О сайте и обратная связь
Кнопки

 

 

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Как указывалось в предисловии, заключение рассчитано на «продвинутых» матерей и специалистов, за исключением последнего абзаца.
      Первый год жизни – модель и база будущего развития. Не существует одинаковых детей, как и не существует одинакового развития. Конечно, возрастная периодизация, предложенная нами в данной книге, не безупречна, но мы старались опираться на положения «старой» теории критических периодов развития и «новой» теории оптимальных периодов развития. Известно, что в определенные промежутки происходят более или менее устойчивые, линейные изменения в приобретении различных навыков. Между такими промежутками изменения носят скачкообразный характер, отличаясь важными качественными переменами (собственно критические периоды). Мы попытались показать обе стороны развития в каждом возрастном промежутке, сознавая, что будут дети, не укладывающиеся в данную схему. Для того, чтобы учесть индивидуальные особенности детей мы использовали варианты развития, связанные как с особенностями темперамента, так и с влиянием различных заболеваний на развитие. Смысл критических периодов заключается еще и в том, что в это время формируются определенные функции: двигательные и речевые навыки, особенности восприятия, привязанность к матери. Если нет соответствующей стимуляции, то функция не формируется. Например, при отсутствии попыток ходьбы в годовалом возрасте некоторые «дети-Маугли» в десятилетнем возрасте передвигались на четвереньках, при отсутствии матери в возрасте ребенка от восьми месяцев до полутора лет (дети в домах ребенка) первичная привязанность (к матери) не формируется. В последнее время показано, что при развитии ребенка причинно-следственные связи не настолько жесткие. Действительно, годовалый возраст является критическим для функций ходьбы и привязанности, этот период будет оптимальным для их формирования. Вместе с тем, и то и другое можно приобрести и позднее, однако с большими затратами и не в полной мере. В этом отличие оптимального периода для развития от критического периода. По нашему мнению в развитии младенца сосуществует и первое и второе. Вопрос, почему у одних детей чувствительные периоды больше напоминают оптимальные, а других критические, еще требует своего разрешения.
      Попытка объединения физиологических, психологических и медицинских знаний в такой области как развитие младенца неизбежно приводит к формированию неких общих принципов. Эти принципы проницательный читатель, по-видимому, заметил. Для специалистов, заинтересовавшихся пособием, мы решили их изложить отдельно.
      Мы убежденные сторонники психофизиологического подхода. В начале двадцатого века А.А. Ухтомский создал учение о доминанте, считая, что она является ведущим, принципом поведения животных и человека. Представление о доминанте как об определенной вертикали, связующей в единое целое систему взаимоотношений организма с миром, не потеряло своего значения до настоящего времени. Задача психофизиолога – понять механизмы и причины того или иного поведения, их сложные взаимоотношения. Понимание процессов развития, изучение влияний биологических факторов и факторов окружающей среды занимают все большее место в исследованиях последнего времени. Результаты этих исследований мы старались использовать в нашей книге.
      С другой стороны, мы не придерживаемся какой-либо одной теории. Существует множество теорий, которые внесли свой взгляд в науку о развитии ребенка, во многом они дополняют друг друга. Мы не считаем, что ребенок проходит в раннем возрасте, согласно З. Фрейду, оральную и анальную стадию развития и, согласно В. В. Ковалеву, фазу соматовегетативного реагирования. У ребенка первого года жизни возможны зрелые психосексуальные реакции (ранняя детская мастурбация) и достаточно зрелые аффективные расстройства (анаклитическая депрессия) (см. словарь). Вместе с тем, нельзя не согласиться с мнением Фрейда, что младенец проходит в своем развитии определенные периоды, которые не приурочены к паспортному возрасту, что одни дети минуют их быстрее, другие медленнее. Мы поддерживаем концепцию Анны Фрейд о таком развитии по определенным психическим направлениям – линиям. Заслуга В. В. Ковалева действительно состоит в разработке представления о том, что у младенцев преобладает психосоматическое реагирование, хотя существует немало вариантов реагирования иного регистра. В отношении стадий развития сенсомоторного интеллекта и пробы на постоянство объектов по Ж. Пиаже, как и теории привязанности Боулби-Инсфорд, пока не предложено ничего более стройного и практически применимого.
      При описании развития детей нельзя не учитывать то обстоятельство, что дети живут в определенных условиях и их жизнь неотделима от жизни семьи, общественного слоя, в котором живут их родители, наконец, страны проживания. Несмотря на обилие иностранных ссылок, мы стремились преломить любые факты через призму ежедневной российской действительности. Немаловажным в этом отношении является обширный личный опыт общения с младенцами и их семьями автора на протяжении длительного времени, отсутствием чего грешат некоторые другие издания.
      Норма и патология развития ребенка – звенья целостного процесса. Хотя в каждой главе мы касаемся конкретного вопроса, например: двигательного развития, нарушений питания, сна или формирования системы привязанностей, развитие является процессом непрерывным, представляет собой целостное явление. У младенца каждый компонент развивающейся личности зависит от изменений, которые происходят в других психических сферах. Более того, сущность, которая возникает при переплетении различных сфер, несводима к каждой из своих источников и является, как правило, новым образованием со своими особенностями.
      Современное пособие для матери о развитии в младенческом возрасте должно представлять собой книгу, в которой авторы стремились бы собрать информацию, отражающую последние исследования в данной области. В нашей книге содержится ряд ссылок на различные научные источники последних лет. Вместе с тем, мы старались использовать и работы прежнего времени, оригинальные суждения теоретиков науки о развитии ребенка, которые помогают лучше понять сущность той или иной проблемы.
      Несмотря на то, что мы «предупредили» в предисловии, что заключение будет ориентированно на вопросы теории, закончить книгу просто необходимо, обращаясь к молодой матери: «Используйте знания, которые дает современная наука, но и доверяйте своей интуиции. А самое главное, что Ваш ребенок лучший и любимый, он растет и развивается, и дальше будет дарить Вам самые счастливые минуты в жизни».


<<Предыдущая страница Содержание Следующая страница>>